Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста. |
Педагогика | |||
Автор: Языкова Ольга Юрьевна | |||
03.10.2016 10:43 | |||
Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста. Всем нам хорошо известно, что умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.
Особенно в последние годы, годы научно-технического прогресса, и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. — всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. Для развития творческой деятельности детей нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Развивающие игры нельзя просто дать ребёнку и сказать: «Играй!» — игра может не пойти. Их нельзя показать ребёнку все сразу, а только по одной: и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год. Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. С какой игры начинать? Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Нельзя брать для начала слишком трудные задания: они могут отпугнуть малыша и тогда сразу всё усложнится. Лучше начать с заведомо более лёгких, которые ему явно под силу. И первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Для любой игры необходима непринуждённая, свободная обстановка, когда всё внимание сосредоточенно на самой игре, а не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места» и «не шуметь». И не обязательно за столом, можно и на полу, и, не только сидя, а лёжа на животе — как удобнее. Когда игры себя исчерпывают? В развивающих играх есть объективный критерий, по которому можно судить, когда ребёнок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даёт. Это количество выполненных малышом заданий. Чем больше число задний он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в развитии. Но даже в том случае, когда он уже справился со всеми заданиями, остаются еще, по крайней мере, две существенные ступени развития. Первая — сокращение времени. Вторая ступень развития начинается с собственно творчества. Это значит, что занятие игрой стало для ребёнка настолько привлекательным, что он сам берётся за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывает интересные новые модели. Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов — ребёнок сам начал творить. И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры — вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми. Там где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад жизни и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребёнка. Воспитатель первой квалификации МБДОУ №29 Языкова Ольга Юрьевна Логическая игра «Танграм»
|