«Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Дашина Наталья | |||
28.09.2016 08:46 | |||
«Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь К.Д. Ушинский. Огромное количество информации получают сейчас дети, но она не имеет системы и дети просто в ней теряются. Мы столкнулись в своей работе с тем, что детям очень сложно разобраться в большом потоке информации, применить свои отрывочные знания на практике и уметь ими пользоваться. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации детьми.
Поэтому мы определили тему исследования «Использование знаково- символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста». Актуальность: Анализируя данную проблему, ученые педагоги и психологи делают определенные выводы: На современном этапе надо давать детям не готовые ответы, а ключ к пониманию действительности, которым может стать заместитель, символ. Именно их использование в разных видах деятельности — источник расширения кругозора, умственных способностей и творчества детей. Цель нашей работы: Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством использования знаково-символических средств. Были определены следующие задачи работы:
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости. Мы выделили основные направления работы. Одним из направлений было определено: повышение уровня самообразования. На семинаре — практикуме были рассмотрены практически все известные этапы знаково- символических средств. Были рассмотрены технологии, способствующие расширению кругозора у детей дошкольного возраста. Проведенная в начале работы диагностика показала, что в двух группах (контрольной и экспериментальной) уровень знаний практически одинаковый. Следующим этапом нашей работы было- создание предметно- развивающей среды.
Проводилась работа по подготовке дополнительного познавательного материала расширяющего кругозор детей: Обсуждались с детьми проведенные перед занятием наблюдения явлений природы, чтение произведений народного творчества; готовилось оборудование и раздаточным материал, прослушивались аудиокассеты; нами выбирались приемы, при помощи которых можно заинтересовать детей. Работа проводилась в несколько этапов:
Заучивание стихотворения с использованием схемы. Была проведена работа по формированию умения устанавливать причинно- следственные зависимости в природе и затем схематично изображали их в уголке природы. Проводилась работа по развитию умения овладевать действиями замещения и схематизации поэтапно. Учили детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами; зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать; самостоятельно, с помощью знаков- символов, заполнять схему – модель как план пересказа; закрепляли изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель. Проводилась работа по формированию соотношения между словом и образом. Были проведены дидактические игры, игры- этюды «Составь символ», «Найди символ» и т.д. Дети начали составлять рассказы по наглядной модели- схеме: сказка «Репка», рассказывание потешки «Солнышко», составление графического плана рассказа на тему: «Насекомые», составление рассказов по мнемокубам «Мои домашние питомцы», составление рассказа по мнемотаблице «Что нам осень принесла?». Дети сравнивали множества, решали задачи. Использовали дидактическую игру «Что похоже на геометрическую фигуру?», решали задачи. Одним из главных направлений в нашей работе было педагогическое просвещение родителей по вопросу расширения кругозора у детей дошкольного возраста. Проводились родительские собрания, семинар- практикум «Расширение кругозора у дошкольников», пополнился родительский уголок. Результаты итоговой диагностики показали, что в группе, где проводилась данная работа результаты увеличились на 19%. Таким образом, с помощью схем — моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:
Расширился круг знаний об окружающем мире. Дети могут самостоятельно:
Была замечена перспектива работы. Это:
|