Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста»
Педагогика
Автор: Дашина Наталья   
28.09.2016 08:46

«Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста»«Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста»

«Учите ребенка каким-нибудь
известным ему пяти словам-
Он будет долго и напрасно мучиться,
Но свяжите двадцать слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский.

Огромное количество информации получают сейчас дети, но она не имеет системы и дети просто в ней теряются. Мы столкнулись в своей работе с тем, что детям очень сложно разобраться в большом потоке информации, применить свои отрывочные знания на практике и уметь ими пользоваться. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации детьми.

 

Поэтому мы определили тему исследования «Использование знаково- символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста».

Актуальность: Анализируя данную проблему, ученые педагоги и психологи делают определенные выводы:

На современном этапе надо давать детям не готовые ответы, а ключ к пониманию действительности, которым может стать заместитель, символ. Именно их использование в разных видах деятельности — источник расширения кругозора, умственных способностей и творчества детей.

Цель нашей работы:

Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством использования знаково-символических средств.

Были определены следующие задачи работы:

  • Учить понимать взаимосвязи, взаимозависимости явлений и процессов;
  • Учить составлять рассказы по наглядным моделям — схемам;
  • Формировать умение замещать реальные предметы — символами, условными знаками;

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости.

Мы выделили основные направления работы.

Одним из направлений было определено: повышение уровня самообразования.

На семинаре — практикуме были рассмотрены практически все известные этапы знаково- символических средств.

Были рассмотрены технологии, способствующие расширению кругозора у детей дошкольного возраста.

Проведенная в начале работы диагностика показала, что в двух группах (контрольной и экспериментальной) уровень знаний практически одинаковый.

Следующим этапом нашей работы было- создание предметно- развивающей среды.

  • Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения непосредственно- образовательный процесс были введены мнемодорожки для организации самообслуживания;
  • Выполнения трудовых поручений, были разработаны дидактические игры «Разложи продукты в холодильник», «Найди форму», «Приготовим обед», «Собираемся в полет», «Составим картинку», «Танграм», «Ситуация на дороге».

Проводилась работа по подготовке дополнительного познавательного материала расширяющего кругозор детей:

Обсуждались с детьми проведенные перед занятием наблюдения явлений природы, чтение произведений народного творчества; готовилось оборудование и раздаточным материал, прослушивались аудиокассеты; нами выбирались приемы, при помощи которых можно заинтересовать детей.

Работа проводилась в несколько этапов:

  1. этап: С детьми рассматривали таблицы и разбирали то, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществлялось перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществлялась передача информации с опорой на символы, т.е. происходил процесс запоминания.

Заучивание стихотворения с использованием схемы.

Была проведена работа по формированию умения устанавливать причинно- следственные зависимости в природе и затем схематично изображали их в уголке природы.

Проводилась работа по развитию умения овладевать действиями замещения и схематизации поэтапно.

Учили детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами; зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать; самостоятельно, с помощью знаков- символов, заполнять схему – модель как план пересказа; закрепляли изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

Проводилась работа по формированию соотношения между словом и образом. Были проведены дидактические игры, игры- этюды «Составь символ», «Найди символ» и т.д.

Дети начали составлять рассказы по наглядной модели- схеме: сказка «Репка», рассказывание потешки «Солнышко», составление графического плана рассказа на тему: «Насекомые», составление рассказов по мнемокубам «Мои домашние питомцы», составление рассказа по мнемотаблице «Что нам осень принесла?». Дети сравнивали множества, решали задачи. Использовали дидактическую игру «Что похоже на геометрическую фигуру?», решали задачи.

Одним из главных направлений в нашей работе было педагогическое просвещение родителей по вопросу расширения кругозора у детей дошкольного возраста. Проводились родительские собрания, семинар- практикум «Расширение кругозора у дошкольников», пополнился родительский уголок.

Результаты итоговой диагностики показали, что в группе, где проводилась данная работа результаты увеличились на 19%.

Таким образом, с помощью схем — моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

  • У детей появилось желание пересказывать сказки, составлять рассказы, загадки как во время непосредственной жизни;
  • Активировался словарный запас;
  • Рассказ детей более содержательный, эмоциональный, системно выражающий мысли;

Расширился круг знаний об окружающем мире.

Дети могут самостоятельно:

  • Создавать графический план решения учебной задачи, план игровых и практических действий;
  • Придумывать и записывать значки для запоминания сообщений, стихотворений;
  • Составлять символьные загадки;
  • Переписываться друг с другом при помощи символов.

Была замечена перспектива работы. Это:

  • Распространение педагогического опыта работы по вопросу расширения кругозора у детей дошкольного возраста.
  • Разработка и проведение занятий, мероприятий по использованию знаково- символических средств.
  • С помощью знаково- символических средств учить детей делать звуковой, слоговой анализ слова, анализировать и синтезировать предложения.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год