Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников. |
Педагогика | |||
Автор: Прибыткова Виктория Анатольевна | |||
13.10.2016 19:20 | |||
Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников. Блок 1. Снятия состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций. Занятие 1. «Знакомство» Дети совместно с педагогом разучивают приветствия. - Доброе утро, Саша (ребенок должен кивнуть головой; по кругу называются имена всех детей.) - Доброе утро, солнце (все поднимают и опускают руки) - Доброе утро, всем нам (разводят руки в стороны) Игра «Мое имя»
Цель — способствовать идентификации ребенком себя, со своим именем, формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я». Ход. Ведущий задает вопросы по кругу, дети отвечают на них. - Тебе нравиться твое имя? - Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Педагог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие, и имена у вас тоже маленькие. Когда вы подрастете и поступите в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня- Иван, Маша – Мария». Рисование «Я и мое имя» Эта работа строиться таким образом, чтобы от рисования «в одиночку» была возможность взаимодействовать в парах, тройках, потом и всей группой, что способствует развитию общения, умения договориться, организует общую деятельность, саморегуляцию. Ход. Педагог кратко пересказывает отрывок из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» до момента «Ну ладно тебя будут звать Чебурашка!» и просит нарисовать и придумать новых героев рассказа и назвать их новыми именами. Расслабление «Путешествие на Голубую звезду» Цель – способствовать расслаблению мышц, расширению сосудов, развитие умения сознательно контролировать возникающие покоя, расслабленности. Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия. Занятие 2. «Настроение» Цель – способствовать преодолению негативных переживаний, развивать самостоятельность в принятии решений, уменьшить тревожность. Ход. Дети по кругу передают способы, помогающие повысить настроение, например, сделать доброе дело, улыбнуться себе в зеркало и т.д. Игра «На что похоже настроение» Цель – способствовать эмоциональному осознанию ребенком своего состояния, развивать симпатии. Ход. Дети по кругу говорят, на какое время года, или погодное явление похоже мое настроение, например: «Мое настроение похоже на облачко». Рисование «Лицо Маши» Цель — закрепить умение детей различать эмоциональное состояние радости, грусти, обиды, страха. Ход. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, какую куклу мне принесли! Но мне так и не удалось с ней познакомиться. Почему? Верно, ведь у Маши нет лица! Надо придумать ей лицо». Затем проводиться беседа по вопросам: «Какими бывают лица? Что они выражают?» Дети рисуют, далее проводится подведение итогов. Расслабление «Полет Птицы» Цель – способствовать расслаблению мышц, расширению сосудов, развитие умения сознательно контролировать возникающие покоя, расслабленности. Блок №3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки. Занятие 3. «Новичок» Цель — коррекция поведения с помощью ролевых игр. Ход. Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок». Ребенок исполняет роль Молчуна, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь песню. Рисование «Три характера». Цель рефлексия по предварительно проведенному занятию. Ход. Педагог знакомит детей с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных эмоциональных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить Злюку, Плаксу, Весельчака. Расслабление «Светлые мысли». Цель — способствовать снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. Блок №4. Снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Занятие №4. Солнце в ладошках. Цель — способствовать коррекции негативных поведенческих реакций, формировать опыт положительных взаимоотношений в процессе игры. Ход. Педагог подбирает каждому ребенку сказочные персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем хочет помочь; ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются; активному ребенку с двигательной расторможенностью дается роль, предусматривающая ограничения двигательной активности. Каждому ребенку волшебник дает по 5 жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они выбирают сами. Они придумывают сказку для героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение по вопросам и заданиям - Опишите свои ощущения в новой роли - Что мешало сохранять определенный стиль поведения? - Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой? - Каковы сильные и слабые стороны вашего героя? Расслабление «Солнечный зайчик». Цель — способствовать снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторегуляция. Блок № 5. Формирование социально приемлемых способов выражения гнева и агрессивности. Занятие 5. «Жужжа». Цель — развивать умение детей чувствовать настроение и сопереживать окружающим, способствовать снятию напряженности, формировать умение передавать свои эмоции с помощью пантомимики. Ход. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Педагог говорит: «Глядя друг другу в глаза и чувствуя только руки, попробуйте, молча передать эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!». Рисование «Сказка про кляксу». Цель — способствовать развитию доброжелательных отношений детей внутри группы. Ход. Педагог говорит детям: «Ребята, вы хотите узнать, кто такие волшебники? Волшебники — это добрые люди. Вы хотите превратиться в волшебников? Сегодня есть такая возможность, мы будем творить чудо! Возьмем цветную краску, трубочки для коктейля, наберем в нее краску и выпустим на лист бумаги. Получилась ужасная клякса, которой легко жить в таком виде. Давайте придумаем, чем можно порадовать наших клякс. Мне кажется, что моя клякса похожа на кошку, кошкой лучше быть, чем кляксой! Наверняка нашим кляксам захотелось превратиться в кого-то? Поможет вам в этом кисточка волшебница». Далее идет обсуждение результатов, придумывание названий. Расслабление «Путешествие в волшебный лес». Цель — способствовать снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. Блок №6. Игровой комплекс для агрессивных детей «Марсиане» (автор Памфилова М. А.) Прибытие Цель — Отражение негативных эмоций. Ход. Дети идут друг за другом (2 круга). Педагог рассказывает: «Марсиане идут, они смотрят недоверчиво, враждебно на чужую планету Земля. Шаги изменяются, становятся более сильными, громкими. Так двигаются марсиане в своих тяжелых скафандрах6 дышать и двигаться в которых очень трудно. Марсианам хочется сбросить скафандр, но страх неизвестной планеты сдерживает желание. И вдруг один из марсиан срывает с себя шлем и вдыхает свежий воздух Земли. Ему это нравиться. Все следуют его примеру, их хмурые лица улыбаются». Яблоко Цель — активизация потребностей, снятие мышечных зажимов. Ход. Дети идут свободным шагом (2 круга). Педагог рассказывает: «Марсиане идут рядом с фруктовыми деревьями. Запахло ароматными яблоками, марсианам хочется сорвать и попробовать этот фрукт. Они тянуться к дереву, каждый резко срывает яблоко и съедает его. Затем все съедают по второму яблоку, третьему яблоку. Очень вкусно!» Минута разговора Цель — свободная реализация вербальной активности. Ход. Педагог рассказывает: «Марсиане останавливаются и прислушиваются к голосам и звукам. Им очень хочется самим поговорить. Разговор был разрешен, но только на одну минутку. Каждый быстро проговаривает какие-то слова, предложения. Кто-то сочиняет рассказ, кто-то читает стихотворение». Первые слова Цель — направленная, целевая реализация речевой активности. Ход. Педагог рассказывает: «Марсиане продолжают свой путь. Во время ходьбы они тренируются в произношении трех земных слов; нет, да, я. Слово нет звучит тихо, затем становиться более громче и громче. Остальные слова произносятся аналогичным образом». Пугающая встреча Цель — снятие мышечных зажимов, разрядка общей агрессии. Ход. Педагог продолжает: «На крики марсиан сбегаются люди, звери Земли. Марсиане останавливаются, им кажется опасной эта встреча. Марсиане начинают устрашающе кричать, пугать землян». Смешная газировка Цель — эмоциональная разрядка. Ход. Педагог продолжает: «Землянам показалось, что пришельцы хотят пить, и они дают каждому газировку. Одним глотком они выпивают все и ощущают воздушные пузырьки. Пришельцам кажется это странным, и они хотят прогнать их. Пузырьки поднимаются от ног вверх, со звуком бух! Пузырьки вылетают через антенну у марсиан в голове. Марсианам становиться смешно, и они все вместе смеются, смех становиться все громче и громче». Доброе приветствие Цель — развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы. Ход. Педагог завершает рассказ: «Когда марсиане заканчивают смеяться, они глубоко дышат: вдох- выдох. Они понимают, что земляне не причинят им зла. Им хочется поприветствовать их нежным рукопожатием». Взрослый предлагает передавать приветствия по кругу, называя представителя Земли: «приветствуем зайчонка» и т. д. Педагог говорит: «Так и подружились марсиане и земляне».
|