Развитие мышления у старших дошкольников с нарушениями речи |
Педагогика | |||
Автор: Лазаренко Наталья Николаевна | |||
21.10.2016 20:20 | |||
Развитие мышления у старших дошкольников с нарушениями речи Лазаренко Наталья Николаевна, МБДОУ №28 «АБВГДейка», учитель-логопед, педагог-психолог г. Кемерово, Кемеровская область Старший дошкольный возраст является периодом активного развития наглядно-образного мышления. В этом же возрастном периоде происходит формирование причинно-следственного мышления, преодоление эгоцентризма. Но, к сожалению, в практике значительная часть детей не способны выстроить правильную последовательность серии сюжетных картинок, описать предмет, сравнить его с другим предметом. Такие проблемы наблюдаются как у детей с нормой речевого развития, так и явно выражены у детей с общим недоразвитием речи. Для детей с ОНР III уровня характерны нарушения лексико-грамматического строя, проявляющиеся в неточности словоупотребления, ограниченном словарном запасе, несогласованности частей речи в числе, роде, падеже, а также простоте лексико-грамматических конструкций, нарушении логики изложения при рассказывании. Эта категория детей в силу недоразвития речи, затрудняется использовать ее как инструмент мышления.
Согласно, современным Стандартам образование должно не только сформировать у подрастающего поколения систему знаний, но и умения ею пользоваться. Это возможно, если ребенок будет обладать интеллектуальными умениями. В старшем дошкольном возрасте актуальным является обучение ребенка умению анализировать, сравнить объекты в процессе различных видов деятельности (речевой, экспериментальной, игровой и т.д.). Для формирования этих навыков эффективны игровые задания, которые можно включать в занятия, игру, эксперименты. Например, игровое упражнение «Продолжи предложение» (варианты названий «Знатоки», «Детективы»). На земле лужа, потому что … Для создания игровой ситуации детям предлагается провести расследование, выступить в роли ученых. При выполнении важно стимулировать детей придумать как можно больше объяснений. Таким образом, это упражнение позволит сформировать еще и гибкость мышления. Например, в комнате стало светло, потому что включили свет, открыли окна, закончился дождь или гроза, спилили дерево, закрывающее окно, убрали большой цветок с окна, наступило утро, сделали ремонт и др. Для развития навыков анализа, сравнения детям предлагается игровое упражнение «Сравнение пар слов». Дается инструкция: «Рассмотри карточки (предметы). Назови, чем они похожи? Назови, чем они отличаются?» При групповой работе каждый ребенок называет по очереди одно сходство или отличие. При определении схожих признаков важно обратить внимание на сходные существенные признаки. Например, что грибы имеют шляпку и ножку. У деревьев есть корни, стол, листья (иголки). Пары слов имеют общее родовое понятие, так и разные родовые понятия. Например, елка и береза – деревья, но елка – хвойное дерево, а береза – лиственное. Таким образом, данное упражнение позволяет ещё и обогащать лексический словарь, уточнять содержание представлений, понятий. Таблица 1 Материал к выполнению игрового упражнения «Сравнение пар слов» Развивать мышление, умения задавать вопросы, анализировать, синтезировать отдельные признаки в целое, узнавать по признакам объекты поможет игровое упражнение «Угадайка». Упражнение проводится в два этапа, т.к. необходимо научить детей задавать вопросы. На первом этапе педагог выбирает объект и задает о нем вопросы детям: живое-неживое, какого цвета, формы, размера, для чего используется, что делает. Используются игровые упражнения на анализ признаков предметов. После этого детям предлагается угадать заданный предмет (объект), задавая о нем вопросы: «Я загадала слово (предмет). Задайте вопросы и угадайте, что (или кто) это». Например: детям показываются несколько демонстрационных карточек по лексической теме «Транспорт» (вертолет, самолет, пароход, автобус, автомобиль). Педагог задает вопросы: Как назвать одним словом то, что изображено на картинках? Для чего нужен транспорт? Что общего у вертолета и самолета? Чем отличается пароход от автомобиля? И т.д. Затем карточки переворачиваются. Приглашается один ребенок, он выбирает карточку (не показывая остальным). Детям предлагается задать ему вопросы и отгадать, какой транспорт изображен на карточке. Когда дети хорошо освоят умение задавать вопросы, приемы первого этапа можно не использовать, а также предлагать детям для отгадывания объекты по различным лексическим темам. Таким образом, выполнение подобных упражнений способствует развитию вербального и наглядно-образного мышления, расширению словарного запаса, грамматического строя речи, умения выражать свои мысли, использовать речь как инструмент мышления.
|