«Проектная деятельность как один из видов деятельностных технологий в детском саду» |
Педагогика | |||
Автор: Лебедева Светлана Шапековна | |||
28.11.2021 11:45 | |||
«Проектная деятельность как один из видов деятельностных технологий в детском саду» Лебедева С.Ш., воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 20» г. Усинска «Дети охотно всегда чем -нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было желание что-то делать». Я. Коменский Все мы, взрослые, родом из детства, но, к сожалению, нет пути назад. А так хочется вернуться в него хоть на мгновение, а иначе невозможно понять не только детей, но и себя. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Мы уверены, что воспитание – это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому. Современные дети не такие, как мы, они просто другие. Мы живем в непростое время, которое предъявляет нам высокие требования, однако, оно открывает для нас и много новых возможностей. С появлением новых технологий, компьютеризации, широкого выбора методической литературы, дидактических материалов, наглядных пособий и развивающих игр гораздо легче сделать процесс обучения и воспитания ярче, увлекательнее, интереснее. Все это побуждает работать по-новому, творчески!
Неслучайно в 2010 году Президент России Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Новая школа», суть и смысл которой — в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Для этого нужны такие методы, которые помогут в полном объеме реализовать задачу по успешному обучению и воспитанию дошкольников. В обучении дошкольников должен быть деятельностный подход — способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Из множества технологий именно тематические проекты объединяют все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своём направлении (кто-то лепит, рисует, читает, “пишет” книжки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. Таким образом, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Проектное обучение в настоящее время развивается дальше. В частности, ведутся активные работы по методологии “направляемого проекта”, относящейся уже к пятому поколению образовательных технологий. Но совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, в которой ребёнок развивается как субъект, с правом свободы выбора. В нашем ДОУ проектная технология применяется в работе с детьми уже не первый год. И практика показала эффективность данного метода. Проекты объединяют в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного освоения того или иного материала: игровая, трудовая, коммуникативная и т.д. Каждый ребенок задействован и находит себе дело по душе и возможностям. Даже такие неоднозначные и сложные по своей структуре и понятию темы, (например, «Декада коренных народов», «Я — патриот своей страны») в проектах реализуются в полном объеме и с легкостью усваиваются детьми. Еще очень важно и то, что благодаря этой технологии родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Дети средней группы составляют проекты совместно с родителями ( «Деревья родного края», «Улица, на которой я живу», «Птицы, зимующие в нашем крае» и множество других). Дети старшей и подготовительной групп составляют проекты сами (с помощью воспитателя, как партнера). Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, изготавливают макеты, наблюдают, сравнивают, делают выводы). Воспитанниками подготовительной группы изготовлен макет русской избы; детского сада, с прилегающей к нему территорией; макет «Горы», «Африка», «Север» и другие. Многие проекты, подготовленные в совместной деятельности, отправлены на различные конкурсы и за которые получены награды ( «Мой город-Усинск», «Милая мамочка…») Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности. Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать. Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений. Мы создаем единое образовательное пространство во всем учреждении. Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить». Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Список использованной литературы
|