Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьями воспитанников
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребенка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Скачать конспект
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
- Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
- Приобщение родителей к участию жизни ДОУ;
- Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Основные направления и формы сотрудничества
Направления и формы работы
|
Возрастная группа
|
Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников
|
Педагогический мониторинг
|
Педагогическая поддержка
|
Педагогическое образование
|
Совместная деятельность педагогов и родителей и детей
|
Старшая группа
|
1. Ориентировать родителей на изменение в личностном развитии старших дошкольников –любознательность, самостоятельность, инициативность, творчество в детских видах деятельности ; помочь родителя учитывать эти изменения в своей педагогической практике,
2. Способствовать укреплению физического здоровья в семье, обогащение совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, пикники).
3. Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
4. Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье; поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
5. Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъективных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.
Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщение детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
|
Беседы, анкетирование родителей «Какие мы родители?» , «Развиваем художественное творчество ребенка в семье и детском саду», «Воспитание чувств». Педагогическая диагностика – анализ детских рисунков «Моя семья», проективная беседа «Что бы ты сделал?», диагностические игры «Семья», анализ детских рисунков «Что я знаю о школе»
|
Семинары, выставки «видеосалоны», «творческие гостиные». Создание рукописного журнала «Традиции моей семьи», альбом «А в детство заглянуть так хочется» ; «Это было недавно, это было давно» при участии дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек. Выставки детского и совместного детско-родительского творчества; «Вот мы какие», «Мы рисуем город наш», «Рождественская открытка». Досуговая деятельность: детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки по городку
|
Совместные встречи с родителями: «Права ребенка и права родителей» «здоровье и ум через игру», «Развиваем детскую любознательность» «Скоро в школу». Тренинги, анализ реальных ситуаций, показ и обсуждение видеоматериалов, родительские клубы
|
Встречи, викторины, вечера досугов, «Музыкальный салон», «Творческие гостиные». Нетрадиционные формы вечеров, где участники занимают разные роли «Хозяйка салона», «Оформитель», «Музыкант», «Артисты», «Рассказчик». Детско-родительские проекты поисково-познавательной и творческой направленности: «Музыка моей мечты», «Приглашаем в наш театр», «Наша забота нужна всем». «Энциклопедия городов российских», Презентация «День семьи»; конкурсы, викторины, сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.
|
Подготовительная к школе группа
|
1. Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказывать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
2. Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать отношение к будущей школьной жизни ребенка.
3. Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логическ4ого мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
4. Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
|
Анкеты для родителей «Какой вы воспитатель?», «Насколько вы готовы быть родителем школьника» тесты «Какие мы родители?», «понимаем ли мы своих детей?», родительские сочинения «»Портрет моего ребенка».
|
Беседы» «Наши достижения за год». Детско-родительский тренинг «Дай мне сделать самому». Открытые занятия, дискуссии «Если у ребенка нет друзей», «Каким я вижу своего ребенка в будущем», «Как организовать детский праздник», «Что такое «школьный стресс» и как его преодолеть?» . Совместные игры «Умники и умницы», «Играем пальчиками», «Самый смышленый», Семинары-практикумы «Сложи слоги из макарон», «Посчитать мыльные пузыри»!, «Кто больше назовет предметов на звук А». Информационные бюллетени, буклеты газеты «Учимся играя», «как научить ребенка запоминать», «Развиваем внимание ребенка». Организация совместных проектов «Город чудес», «Все мы такие разные» (создание альбома о разных народах мира, их жилища, занятия, народные промыслы и т.д.)
|
Образовательные программы для родителей «Готовимся к школе».Тематические встречи «»Что такое готовность к школе?», «как повысить работоспособность и выносливость»» как не остаться одному в школьном коллективе», «В доме первоклассник».
Родительский клуб «Родители будущих первоклассников» , «Коллекционеры», «Клуб туристов», «клуб любителей чтения»
|
Конкурсы «Мы родом из детства», , Спортивные досуги «Крепкие и здоровые», «Зимние забавы». «Мы играем всей семьей». Поздравление ветеранов, сажаем цветы на участке, починим игрушки малышам., концерты. Детско-родительские проекты «Выставка лучших товаров России», «Много профессий хороших и разных». Фестивали семейного творчества,
|
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
|