Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья "Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении"
Педагогика
Автор: Максименкова Зоя Анатольевна   
06.06.2016 20:03

Статья Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учрежденииСтатья "Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении"

Реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.

 

В ФГОС утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

Помимо веяний времени было проведено анкетирование среди детей и родителей воспитанников нашего МАДОУ, которое дало такие результаты:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края
  • у 80 % родителей нет возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются ответить на элементарные вопросы об истории города, края
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Такие результаты были отправной точкой в необходимости выстроить работу в данном направлении, наполнить ее необходимым содержанием.

Введение регионального компонента направлено на решение основных целей:

  • обновление содержания образования
  • овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

В рамках их реализации каждый педагог строит свою работу с учетом принципов педагогического процесса, таких как:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
  • постепенный переход (от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам) и других.

Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности и обеспечивает реализацию, интеграцию всех образовательных областей.

Для эффективной реализации региональной составляющей необходим ряд педагогических условий таких как:

  • подготовка педагогического коллектива, ведь педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, педсоветы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада
  • создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Но если в группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и пр., то в группах старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания с экспозициями «Дружба народов», «Русская изба», национального костюма народностей, проживающих в Кузбассе; полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном крае, фотографий и пр.
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума. Для воспитанников проводятся различные тематические выставки, экскурсии, развлекательные программы, тематические беседы. Особо хочу отметить работу с центром туризма и экскурсий – совместно реализуем программы «Сибирячок — здоровячок» (туристические соревнования, прогулки, спортивные праздники), «Веселый рюкзачок» (изучение родного края, экологические мини-проекты, ориентирование)
  • взаимодействие с родителями (тематические родительские собрания и консультации, наглядно-информационные формы, интересно проходят совместные досуги, праздники, дни открытых дверей).

Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско-родительского творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».

  • работа с воспитанниками. Региональное содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности, их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач в соответствии с годовым, перспективным планами

Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более близкого, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш район, город, поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Дети знакомятся с историей района, города, его достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей и т.д.

В группах для детей с различными нарушениями речи также ведется работа по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе рабочих тетрадей, разработанных логопедами. Рабочая тетрадь — это «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Все предлагаемые темы в тетради связаны между собой логически и представляют вместе с тем целостный образ города.

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:

  • Первое направление: природно-климатические особенности родного края
  • Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края
  • Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
  • Четвертое направление: символика края

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его.

В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год