Статья "Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении" |
Педагогика | |||
Автор: Максименкова Зоя Анатольевна | |||
06.06.2016 20:03 | |||
Статья "Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении" Реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения. Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.
В ФГОС утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков. Помимо веяний времени было проведено анкетирование среди детей и родителей воспитанников нашего МАДОУ, которое дало такие результаты:
Такие результаты были отправной точкой в необходимости выстроить работу в данном направлении, наполнить ее необходимым содержанием. Введение регионального компонента направлено на решение основных целей:
В рамках их реализации каждый педагог строит свою работу с учетом принципов педагогического процесса, таких как:
Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности и обеспечивает реализацию, интеграцию всех образовательных областей. Для эффективной реализации региональной составляющей необходим ряд педагогических условий таких как:
Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско-родительского творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».
Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более близкого, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш район, город, поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Дети знакомятся с историей района, города, его достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей и т.д. В группах для детей с различными нарушениями речи также ведется работа по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе рабочих тетрадей, разработанных логопедами. Рабочая тетрадь — это «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Все предлагаемые темы в тетради связаны между собой логически и представляют вместе с тем целостный образ города. Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:
Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его. В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.
|