Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр» |
Педагогика | |||
Автор: Федорова Алла Геннадьевна | |||
01.06.2016 15:48 | |||
Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей» Средняя группа № 4 Воспитатель: Федорова А.Г. Актуальность проекта: С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к нашим воспитанникам, так как растет объем знаний, которые им необходимо передать. Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д. Ушинский. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а так же для определения текущего состояния человека. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослыми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является ИГРА, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, направлены на развитие и памяти и внимания.
Теоретические основы Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы, такие как мышление, например. Память бывает:
Память подразделяется на слуховую, зрительную, двигательную. Если молодой парень, который хочет удивить девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память — его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память. Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная. Внимание – есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с инте-ресами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Объем – это количество объектов, воспринимаемых с ясностью и точ-ностью. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного возраста каждая буква является отдельным объектом. Устойчивость – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. Концентрация – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-то объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Распределение – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам. Переключение – это осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, это способность быстро ориентироваться в сложной си-туации. Виды внимания Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произволь-ным (преднамеренным). Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание. Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на две группы. Во-первых, это все то, что привлекает внимание своими внешними свойствами:
Во-вторых, все, что интересно и важно для данного человека. Например, мы смотрим интересный фильм или телепередачу, и все наше внимание направлено на экран. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с тем делом, которое для него важно. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, интересные факты, интересные занятия и уроки могут привлечь внимание детей. Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и их контрастом. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. Педагоги часто пользуются этими переходами как средством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту — это невольно обратит на себя внимание слушателей. Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой. Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие — оторваться от интересной книги или другого занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, по своей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах. Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников: — осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;
Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроиз-вольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы ученику запомнить какие-либо сведения на уроке природоведения, естествознания, надо постоянно удерживать на них свое внимание. Однако процесс познания становится для школьника столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем, все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности, и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное, или послепроизвольное (постпроизвольное). Цель проекта:
- повысить педагогическую грамотность родителей в использовании дидак-тических игр на развитие внимания и памяти. Задачи:
Сроки проведения проекта: Долгосрочный январь – май 2015 года. Тип проекта: Познавательно – исследовательский. Вид проекта: Фронтальный. Предполагаемый результат: К концу обучения у детей сформировано:
План реализации проекта
|