Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Уголок уединения – как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников
Педагогика
Автор: Евдакова Таисия Юрьевна   
06.09.2021 07:09

Уголок уединения – как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольниковУголок уединения – как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников

(методические рекомендации для воспитателей)

Разработала: Евдакова Таисия Юрьевна, ст/воспитатель, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка» г.Губкина Белгородской области

1. Введение:

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда.

ФГОС ДО рекомендует:

  • п. 3.3. 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения
  • п. 3.3. 4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

 

Скачать конспект

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Актуальность:

Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.

Какими бывают эмоции?

Эмоции – это внутренние переживания человека. Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.

Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).

Негативные эмоции:

  • эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия
  • эмоции страдания — боль, страх, обида.

Причины возникновения отрицательных эмоций у детей:

Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны, к наиболее распространенным из них можно отнести:

  • обычную детскую ревность, обиду, зависть
  • ребенок старается защитить себя от нападок окружающих
  • ребенок охраняет свою личную территорию
  • страх разлуки с родителями
  • чрезмерный родительский контроль
  • недостаток внимания
  • переутомление
  • неуважение личности ребёнка
  • запрет на физическую активность
  • тяжелый эмоциональный климат в группе.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

  • срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или круга общения)
  • неправильное построение режима для ребенка
  • неправильные воспитательные приемы
  • отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности
  • создание односторонней аффективной привязанности
  • отсутствие единого подхода к ребенку.

Психосоматические расстройства по возрастному признаку:

В дошкольном возрасте наблюдают такие психосоматические расстройства, как запор, понос, "раздраженный кишечник", боли в животе, циклические рвоты, отказ от жевания, анорексия и булемия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и др.

Нарушения речи: запинки, более детская речь, трудности в разговоре, заикание.

Признаки психоэмоционального напряжения:

  • проявление упрямства
  • усталость после незначительной нагрузки
  • беспокойство, непоседливость
  • рассеянность, невнимательность
  • беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность
  • отсутствие уверенности в себе, выражающаяся в частом поиске одобрения у взрослых
  • трудность засыпания, беспокойный сон
  • подергивание плеч, качание головой, дрожание рук, частые моргания.

«Уголок уединения» в группе — это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными.

«Уголок уединения» — это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать.

«Уголок уединения» необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.

Позволяет педагогам ориентироваться:

  • на личностное своеобразие каждого ребенка
  • на установление доверительных, партнерских отношений
  • заботу об эмоциональном благополучии.

2. Основной целью организации уголка уединения в группе является — преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный микроклимат в группе
  • сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым
  • организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей
  • способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе
  • способствовать комфортной организации режимных моментов
  • обеспечить индивидульный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

3. Особенности организации уголка уединения

Цвет:

  • Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета. Они должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.

Размер: При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников.

Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов.

На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули.

Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать)

Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.

Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.

Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.

Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть "окошко" — для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и

не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.

4. Из чего сделать каркас для уголка уединения

Варианты каркасов центра уединения могут быть различными:

  • Простой вариант — один угол групповой комнаты отгораживается с помощью портьеры, закреплённой на карнизе, или же обычной ширмы. Ткань следует украсить бумажными цветами, звёздочками, бабочками, смайликами и пр.
  • Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.
  • Роль ведущей конструкции может исполнить обычный большой зонт (идеальный вариант — пляжный), к которому крепится ткань или занавес из ленточек: это может смотреться весьма оригинально. Также можно использовать большой абажур.
  • Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год