Педагогика | |||
Автор: Колоколова М.В., Головина Л.А., Барнышева А.Н. | |||
10.09.2021 10:28 | |||
«Взаимодействие с организациями социального окружения и родителями воспитанников как образовательный ресурс для развития у детей дошкольного возраста познавательной активности, инициативы, самостоятельности, формирование экологических представлений» Колоколова М.В., Головина Л.А., Барнышева А.Н., МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск, Дети 6-7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства, творчества. А, главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучение в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении необходимо создать максимум возможностей для развития, саморазвития и самореализации дошкольников подготовительного возраста. ФГОС ДО нацеливает педагогов на «…создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности», а также «на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей»
Стратегия дошкольного образования сегодня – это детство ради детства (А. Г. Асмолов). Сегодня происходит смена ценностных ориентиров на позитивную социализацию, индивидуализацию, готовность к развитию. Сущностные обновления образования касаются и изменений позиций педагога и ребенка, взаимодействия этих двух субъектов. Новые ценности, цели и содержание образования могут быть реализованы при условиях оптимального взаимодействия взрослых и детей, в котором для ребенка создаются условия обретения способности к саморазвитию. В. И. Слободчиков определяет: «Саморазвитию научить нельзя, прямым образом от педагога к ученику эта способность не передается. В антропологически ориентированном образовании ребенка нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, самодействующим, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать особые условия, в которых у воспитанника действительно появится шанс самому вырасти в меру этих подлинно человеческих способностей, встать на путь их обретения». Но как создать эти особые условия? Развитие человека осуществляется только в реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. А взрослый, по мнению Д.Б. Эльконина, для ребенка является не просто одним из важнейших условий его развития, но и основанием его нормального развития и полноценной жизни, представляя «развернутую форму будущего» для ребенка. Ключевым моментом в этом вопросе может стать расширение образовательного пространства дошкольного учреждения за счёт привлечения внутренних и внешних ресурсов. Внутренние ресурсы: кружковая работа по интересам, занятия по выбору, дополнительные услуги. Внешние – дополнительные образовательные учреждения. Одним из таких ресурсов для воспитанников может являться система дополнительного образования, которая позволит расширить и разнообразить образовательное пространство дошкольного учреждения Главный принцип ФГОС — принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, в том числе и для дошкольного возраста. Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей. В частности дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. ФГОС ДО нацелен на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и т. д. Программа дополнительного образования так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное развитие; познавательно-исследовательское развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Анализируя образовательное пространство, представленное системой дополнительного образования города, мы составили карту ресурсов для воспитанников, включив в неё учреждения дополнительного образования, которые может посещать ребёнок в соответствии с его интересами и потребностями. Но не все семьи имеют возможность вывезти ребёнка для занятий в другое учреждение. Здесь представляется необходимым привлечь ресурсы в рамки дошкольного учреждения. «Школьное обучение … по мнению Л,С, Выготского, … никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Преемственность во взаимодействии дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Одним из предметов общей начальной школы является природоведение. Как и любой вид деятельности, в частности природоохранной, начинается с формирования у детей определенных убеждений, являющихся неотъемлемой частью экологического воспитания и экологической культуры. Непрерывность экологического воспитания закладывается на основе взаимосвязей всех этапов дошкольного, школьного и послешкольного образования. Взаимодействуя с педагогами дополнительного образования МБУ ДО «ЭБЦ» в рамках краткосрочных образовательных проектов, пришли к мнению, что есть возможность организовать экологическое воспитание дошкольников в самом дошкольном учреждении. Для этого был создан и реализован проект «Взаимодействие с организациями социального окружения и родителями воспитанников как образовательный ресурс для развития у детей дошкольного возраста познавательной активности, инициативы, самостоятельности, формирования экологических представлений» Цель проекта: организация взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, педагога дополнительного образования и родителей воспитанников для развития у детей подготовительного возраста познавательной активности, инициативы, самостоятельности, формирование экологических представлений» Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
Планируемые результаты: Воспитанники:
Педагоги:
Родители:
Взаимодействие педагогов в рамках реализации проекта обусловлено тремя блоками: Первый блок: педагог дополнительного образования – дети – педагоги группы Педагог дополнительного образования организует работу с детьми в рамках образовательной деятельности по Программе «Экологическая тропинка» в соответствии с учебно-тематическим планом работы в ДОУ 2 раза в неделю. У детей в игровой доступной форме формируются представления о явлениях живой, неживой природы, объектах природы. Педагоги группы помогают в организации и проведении занятия. Второй блок: педагоги группы – дети — родители Педагоги закрепляют с воспитанниками материал, полученный на занятиях в групповой и индивидуальной формах работы (дидактические, словесные игры, продуктивная деятельность, наблюдения, опыты, эксперименты и т.д.), изучают запросы и интересы детей и родителей. Организуют и реализуют проекты различной направленности, ведут дневники наблюдений, составляют карту развития воспитанников. Педагоги информируют родителей о состоянии работы, дают рекомендации, консультации. Педагоги организуют и проводят праздники тематической направленности «В поисках Осени», «Зимние посиделки», «Встреча Весны», «Масленица», «Летнее утро», акции «Синичкин день», «Дружок». «Посади дерево», Родители с детьми наблюдают с детьми за явлениями природы, живым и неживым миром природы, вместе с детьми делают зарисовки в дневниках наблюдений, принимают участие в праздниках, тематических мероприятиях, акциях. Третий блок: педагог дополнительного образования – дети – родители — педагоги группы Мероприятия проводятся на базе эколого-биологического центра. Мероприятия направлены на развитие практической творческой деятельности и формирование социально-ответственного экологического поведения. Родители привозят детей в субботу, совместно участвуют в занятиях. Педагог дополнительного образования и педагоги группы организуют и проводят мероприятия, включающие: наблюдения за живыми объектами, беседы, рассказывание, продуктивную деятельность, экскурсии, общение детей с животными и птицами, кормление животных и птиц. Подводя итоги работы по проекту, следует отметить значительные изменения в лучшую сторону:
Самое главное, выбирая дополнительное образование ( «ЭБЦ») как один из образовательных ресурсов для данной группы воспитанников, мы не ошиблись в своём выборе. В дальнейших наших планах:
|