РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Чустеева Анастасия Никитична | |||
27.07.2015 18:03 | |||
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ Чустеева Анастасия Никитична воспитатель, МБДОУ №5, с.Шира Мудрость предков – зеркало для потомков. Этнопедагогика представляет собой историю и теорию народного воспитания. Она объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, изучает процесс социального и общественного взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, мы можем лучше понять своих воспитанников и их проблемы.
Дети с рождения находятся под постоянным воздействием народной педагогики, варьирующей свои методы в зависимости от возраста и пола ребенка. Их постепенно, целенаправленно приобщаем не только к труду, но и к принятым нормам поведения, к духовной и нравственной культуре данного сообщества. Раскрывая для себя всю красоту мира, дети приучаются принимать природу, любить и жалеть ее, относиться к ней так же бережно, как к родной матери. Детям ненавязчиво прививается «духовная экология», формируя уважительное отношение к родному краю. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного и тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения. Педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяют целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. В настоящее время этнопедагогический подход активно реализуется в воспитательном процессе нашего ДОУ (проводим праздники народной тематики, мероприятия, посвященные народным обычаям и традициям). В рамках национально-регионального компонента в детском саду проводится работа по ознакомлению с историей и культурой родного края. К трем-четырем годам дети пополняют свой словарный запас. Ребенок уже относительно свободно говорит, для него становится возможной словесная игра, и именно в это время ему начинают рассказывать сказки и прибаутки. Сказка играет большую роль в воспитании ребенка. Прежде всего, детям рассказываем сказки о животных. В них животные олицетворяют различные, в том числе и плохие человеческие качества: жадность, глупость, трусость, которые сказка призвана осудить, зато возвышаются положительные качества: храбрость, смекалка, доброта. Сказки просты по композиции, в них часто используется прием повторения одного и того же эпизода. Такое их построение способствует лучшему запоминанию их детьми. Примерами таких сказок являются «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и др. Трудно переоценить роль словесных прибауток в деле воспитания ребенка – они учат его не просто разговаривать, а вступать в разговор. Традиционная культура – это, прежде всего, культура диалога. Большую роль в развитии речевых способностей детей, совершенствовании их дикции играют скороговорки: Ехал Грека через реку, Словесные игры развивают и необходимые психологические качества. Например, молчанка учит детей выдержке и терпению. Остается только сожалеть, что в наше время скороговорки, сказки и прибаутки редко используются родителями и постепенно уходят из быта и жизни маленького ребенка. Современные родители предпочитают общаться с ребенком при помощи компьютера. Но компьютер не заменит живого человеческого общения. Наш коллектив пытается восполнить все, что не дополучают дети в семье. Познание природы начинается для ребенка с весны, когда он знакомится с обитателями флоры и фауны родного края. Уже с раннего возраста дети относятся к природе как к чему-то живому, что можно не только использовать, но нужно охранять и уважать. Начинается все с малых лет: детей учим смотреть, как улетают и прилетают птицы, как всходит и заходит солнце, как зеленеют растения, но и учим устанавливать с природой диалог. Широкое распространение в детском фольклоре получают песни-заклички, обращенные к какому-либо природному явлению, насекомым, птицам. Солнышко-ведрышко! Еще маленьких ребят. Зря в окошко не стучи- Весь годовой цикл занятий, праздники, досуги строятся на основе народного календаря с изучением обрядов, традиций, фольклора русского и хакасского народов. Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии. Знакомя детишек с символами республики Хакасии и России, мы говорим о красоте и значительности нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю. Дети знакомятся с народным песенным фольклором, водят хороводы, поют народные песни, узнают традиции народного танца, знакомятся с народной игрой. Ладушки, ладушки! Даше два, Ване два. На занятиях дети изучают народную песню, знакомятся с народными инструментами и учатся на них играть, слушают музыку русских и хакасских композиторов, играют в народные музыкальные игры, изучают танцевальные движения. Широко используем при организации прогулок, праздников, в повседневной жизни детей, на занятиях по физкультуре народные подвижные игры. При знакомстве детей с русским и хакасским бытом на занятиях в группе используем все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), предметы народно-прикладного искусства, народные игрушки. Основой специально созданной развивающей среды в ДОУ стали уголки русского и хакасского быта и народно-прикладного искусства, в которых сосредоточены народные куклы, игрушки, костюмы. Устраиваем выставки, посвященные народным праздникам, подбираем методические рекомендации, оформляем стенды, имеем задания по совместному творчеству детей, а также для индивидуальной работы. Наше дошкольное учреждение работает по единому годовому перспективному плану, при этом каждый имеет свой план с разработанными конспектами и сценариями, дополненными видео- и фотоматериалами. Проводим беседы, используя малые формы фольклора, читаем литературу. Данная система работы позволяет развивать творческий и эмоциональный потенциал каждого ребенка, познавательную активность, продуктивную деятельность, способствует личностному развитию детей. При этом у детей складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, многие другие качества, которые трудно, а подчас и невозможно воспитать без такой системы. Воспитательная работа, построенная на основе этнопедагогического подхода, дает возможность приобщить дошкольников к многовековому опыту народа в выстраивании взаимодействия человека с природой и людьми. Этот опыт транслируется через обычаи и традиции, которые необходимо сохранять и приумножать, несмотря на то, что многие из них утратили свою актуальность в жизни современного человека. Анализ основных средств воспитания, которые традиционно применяются в народной педагогике (фольклора, обрядов, обычаев) показывает, что и в современных условиях они по-прежнему обладают большим воспитательным потенциалом. Важно с раннего детства пробудить в ребенке глубокое чувство уважения к своей и иной культуре. Изучение истории, традиций и обрядов народа способствует воспитанию толерантной личности, носителя и продолжателя национальной культуры. Обучая детей родному языку и обычаям, формируем их национальное самосознание. Воспитание и образование в современном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика – педагогика национального развития, возрождения, самовоспитания, создающая личность патриота, человека с высокоразвитым чувством национальной гордости и достоинства. Библиографический список
|