«ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Педагогика | |||
Автор: Рубан Наталья Валерьевна | |||
28.07.2015 11:28 | |||
«ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, формирование отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам и внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления ребёнка – дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.
Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципа высокого уровня трудности Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта уверены в своих способностях. Имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость. В настоящее время подготовка дошкольника к обучению в школе уже не мыслится без работы над развитием интеллектуально-творческих способностей. В образовательных учреждениях учат читать и писать, воспроизводить пройденный материал, но мало внимания уделяют интеллектуальному творческому развитию ребёнка. Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала открытием нашего времени. Ребёнка надо учить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь отталкиваться от отдельного признака, строить образ, свободно фантазировать, направлять свои творческие возможности на решение разных задач. Обучение и воспитание должно быть направленно не только на формирование знаний, сколько на развитие дошкольника. Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, это сложный процесс формирования познавательных, психических процессов. Интеллектуальное развитие имеет особое значение и для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций, творить самостоятельно. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие дидактические игры делают учение интересным занятием для ребёнка. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Положительное эмоционально-окрашенное общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и дают им пульс к творческим проявлениям. Многие воспитатели используют развивающие игры в своей работе. Но, как правило, это делается от случая к случаю, без системы недостаточно понимается вся важность этой работы. В детях развивается не только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная сторона – творческие способности – «отдаются воле случая», и у большинства остаются на плачевном уровне. Восполнить этот пробел мы решили, открыв в 1998-1999 учебном году студию интеллектуального развития ребёнка на базе МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани. Пришли мы к этому решению не просто так, была проведена серьёзная предварительная работа, изучены статьи современных педагогов и психологов. На тему «Мышления память и игра» проведён «Круглый стол», где высказывалось много интересного и полезного педагогами, медиками и родителями. Была приведена статистика: 30-40% первоклассников не справляются с программой начальной школы. И не потому, что они пришли в школу с недостаточным багажом знаний, а потому, что они недостаточно развиты интеллектуально, т.е не владеют тем инструментом, при помощи которого приобретаются знания. Прежде чем заниматься инновационной работой и создавать что-то своё, обобщили опыт других педагогов. Итак, что же такое студия интеллектуального развития? Это такая группа в детском саду, куда на время приходят дети 5-6 лет и играют, только играют не так, как в обыкновенной группе, а вместе с взрослыми – увлекательно и интересно. Дети не занимаются, они учатся общаться друг с другом, через цикл занятий «Познай себя». Они прислушиваются к себе, узнают много нового и интересного о животных, растениях, и мире, который их окружает, через цикл занятий «Хочу всё знать». Учатся перевоплощаться и очень любят это делать. Мы используем элементы игр-драматизаций, театральных игр. Дети учатся логически мыслить, запоминать, свободно фантазировать, с помощью интеллектуально-развивающих игр. Основные направления работы.
Основные задачи студии интеллектуального развития.
Ряд задач мы ставим и перед взрослыми-педагогами и родителями:
Особенности работы в Студии интеллектуального развития Занятия в группе интеллектуального развития — комплексные, материал (и познавательный и развивающий) объединяется общим сюжетом и вместе с тем решает различные задачи. Например: беседуя с детьми о животных /диких/, рассматриваем иллюстрации, видеоматериал, разучиваем пальчиковую игру «Звери на опушке», логическое мышление развиваем в игре «Продолжи ряд животных», «Кто лишний?», предлагаем детям лабиринт «Дойди по кочкам, да по звериным тропкам, да по лисьим следам до берлоги медведя». В этот день из конструктора «Танграм» выкладываем лису или зайца, по желанию детей. Кому «Танграм» не по душе, тот работает с «Никитинскими кубиками» или с цветными палочками «Кьюизенера», выкладывая животных по схеме или включив свое воображение. Активно используем методы фантазирования, сочиняем сказки и загадки. Например: при изучении геометрических фигур дети старших групп сочинили прекрасные сказки на тему: «Жила была трапеция». У кого-то она стала лодочкой, у кого-то юбкой, у кого-то шляпой, горшком для цветка, а у кого-то просто была влюблена в пря-моугольник: он стал многоэтажным домом, а она крышей. В развивающих играх удается объединить один из основных принципов освоения материала: от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности: самостоятельно, по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил нам разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
Развивающие игры в педагогической работе создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом, в студии интеллектуального развития, используются разные игры, а разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления. Ребёнку предлагается набор задач, которые он решает самостоятельно, с помощью кубиков, конструкторов, в виде чертежа; задачи стараемся давать в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, алгоритма действий, чертежа, устной инструкции. Таким образом, знакомим детей с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где в ребенке формируется только исполнительские черты. Строя модель, осуществляя решения практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. Например: дети подготовительной группы придумали новые конструкторские модели к играм: «Тангран», «Палочки Кьюизенера». Одна из основных особенностей работы нашей студии — это доб-рожелательная творческая атмосфера, каждый ребенок может высказать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике. Совместно с детьми разработали правила общения на занятии. Группа интеллектуального развития на базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани работает на протяжении 10 лет. За это время обобщён опыт работы по теме: «развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей у детей» и представлен на Краевом форуме педагогов дошкольного образования Краснодарского края в 2007 году. Внедряем опыт работы на уровне города и района. На базе МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани, в ноябре 2008 года, был проведён «Мастер-класс» (в рамках курсовой переподготовки воспитателей под руководством кафедры развития ребенка младшего возраста ККИДППО. В ближайших планах разработка программного обеспечения к интеллектуально-развивающим играм. Список литературы
|