Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Капралова Светлана Борисовна | |||
30.10.2016 19:54 | |||
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы) Капралова С.Б., воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И наше дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время проекты классифицируются: По предметно-содержательной области:
По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый. По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные. В практике современных дошкольных учреждений используют следующие виды проектов:
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Как один из вариантов реализации ФГОС в практике нашего ДОУ в образовательном процессе реализуются информационные проекты. Информационные проекты оформляют на стендах, витражах и т.д. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно-следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь. Работа над проектом происходит в несколько этапов: I этап – организационно-подготовительный:
II этап — рефлексивно-диагностический:
III этап — практический:
IV этап — заключительный:
Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:
Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности. Итак, участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Литература
|