КОНСУЛЬТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. |
Педагогика | |||
Автор: Холоша Лилия Дмитриевна | |||
01.11.2016 18:52 | |||
КОНСУЛЬТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Последний год пребывания в детском саду — очень важный период в развитии ребенка. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляются потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственной развивающей среды в группе. Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и атласы, глобус; дидактические развивающие игры, развивающие познавательные интересы детей.
6 лет — сенситивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии. Нужно предоставить детям возможность для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр. Пространственную среду стоит организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с ОНР могут при этом испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В такой ситуации взрослый должен стать полноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь. В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие игры для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах. Игра является средством формирования, и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций». Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми. Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит, надо так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр. Планирование деятельности педагогов, работающих в группе компенсирующей направленности, опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности и логопедического кабинета соответствуют требованиям Стандарта и СанПиН. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивают:
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. Позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режиме старшей группы в утренний и в вечерний отрезки времени. Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. В оформлении группового помещения и логопедического кабинета психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме, — именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать дополнительное освещение каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно. В логопедической группе, которую посещают моторно-неловкие, плохо координированные дети, следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить. Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется. Особое внимание должно быть уделено оформлению предметно-пространственной среды на прогулочном участке логопедической группы. Предметно-пространственная среда прогулочного участка должна обеспечивать возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей
|