Этнопедагогический подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста на примере программы «От рождения до школы». |
Педагогика | |||
Автор: Логвиненко Ольга Ивановна, Баринова Екатерина Анатольевна | |||
03.11.2016 06:24 | |||
Этнопедагогический подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста на примере программы «От рождения до школы». Авторы: Логвиненко Ольга Ивановна Баринова Екатерина Анатольевна В современных педагогических исследованиях актуальным стал вопрос o значимости этнических проблем в российском и мировом сообществе, необходимости изучения истории региональной народной культуры и педагогики для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, создать информационное поле, отвечающее потребностям современности и потребностям заказчиков и потребителей дошкольного образования. Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) декларируется равенство всех детей, независимо от национальной принадлежности, к получению образовательных услуг в государственных образовательных организациях, вместе с тем, обязательным условием получения бюджетного образования выдвигается необходимость в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. А это значит, что дошкольное образование должно быть построено на национальных традициях наций, являющихся доминирующими в нашем государстве или в конкретном регионе. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения. Поиск новых парадигм развития отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области воспитания подрастающего поколения на основе опыта народного воспитания и его логического включения в современный образовательный процесс. Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; с другой, — воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, понимать и принимать инаковость, укреплять российское общество. Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-1670 гг.). Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт многих народов в области семейного и общественного воспитания детей. Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин «этнопедагогика». Его научные труды послужили основой для создания концепции науки этнопедагогики. Усилиями Г.Н. Волкова разработан этнопедагогический подход в воспитании и образовании, который основывается на принципах этик и эмик, применяемых в дошкольном образовании в связи с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями жизни этноса. Выделяют два подхода к раскрытию сути этнопедагогики: этик (общий) и эмик (специфический). Этик (общий) — универсальный подход, объясняющий педагогические явления в культуре разных этносов на основе сравнительных исследований и выявления их наиболее ярких черт, сходств и различий. Анализируются этнопсихологические и культурологические данные, изучаются общее и частное различных педагогических явлений. Эмик (специфический) — культурно-специфический подход к анализу педагогических явлений, когда различия в педагогике этнических групп и народов изучаются в отдельности. Понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика» определяются как опыт воспитания подрастающего поколения. Изучение педагогической культуры народов ведется в этнографических исследованиях, изнутри системы. А.Б. Афанасьева отмечает, что в России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры обучения и воспитания подрастающих поколений. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. Вклад отечественных педагогов в развитие этнопедагогики можно обобщить как доминирующую потребность формировать духовное богатство личности — компонент духовного богатства нации. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Применение в воспитательном процессе этнопедагогического подхода позволяет сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; воспитывать заинтересованное и уважительное отношение к окружающим людям, понимать и принимать знаковость, укреплять российское общество. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
Этнопедагогические отличительные особенности программы «От рождения до школы», заключаются в следующем: на практике осуществляется воспитание уважения младших дошкольников к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. В заключении хотелось бы сказать, что формирование любви к своей Родине, чувства патриотизма, невозможно без обращения к народной культуре, истории Отечества и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями и уважительным отношением к другим народам и национальностям. Литература:
|