Методическая разработка по организации совместной деятельности взрослых и детей.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий, мнемотехники и ИКТ.
Пояснительная записка:
Познавательно-исследовательская деятельность детей должна быть организована педагогами не только в форме непосредственно-образовательной деятельности, но и в форме самостоятельной познавательной деятельности детей.
Для этого в каждой группе в течение года создать уголки для познавательно-исследовательской деятельности. Подбор материалов осуществляется в соответствии с содержанием образовательного процесса, разработанного на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей.
Для возникновения и формирования самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности у большинства дошкольников необходима на первом этапе поддержка педагога.
Характеристика формы взаимодействия:
Скачать конспект
Педагог может стимулировать познавательную активность детей, обращая внимание на разные свойства окружающих материалов, на их изменения при намокании, нагревании, высыхании и т.д. Главное при этом, чтобы дети действовали самостоятельно и узнавали свойства того или иного материала через их «открытие» путём проб и ошибок. Самостоятельная деятельность отличается от организованной тем, что в самостоятельной деятельности дети действуют с материалом, а педагог наблюдает и помогает им фиксировать «открытие» его свойств.
Тема: « «Приключения бумажных человечков»
Цель: создание социальной ситуации развития посредством экспериментально — исследовательской деятельности «Приключения бумажных человечков»
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов окружающего мира (материале — бумага: её свойствах, процессе её применении).
- Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), классификация (предметов из разных материалов)
- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам)
- Способствовать развитию навыков взаимодействия в процессе коллективной работы;
- Развивать любознательность, инициативу детей, самостоятельность.
Предварительная работа педагога: беседа «Из чего сделана бум ага?», «Какая бывает бумага? Изготовление макета «Бумажного города», схемы «Свойства бумаги».
Предварительная деятельность с детьми: знакомство со свойствами бумаги во время продуктивной художественно-творческой
деятельности, изготовление поделок из бумаги.
Оборудование: макет «Бумажного городка» с ее жителями: Картон-барон, Феточка-салфеточка, и Листик. Игрушки из бумаги: гусеница, мышонок, бабочка.
Исследовательский стол: неглубокая емкость для воды, бумага трех видов (картон, салфетки, лист писчей белой бумаги).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Ход совместной деятельности (образовательная ситуация)
Этапы
образовательной
деятельности
|
Организация рабочего пространства
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Психолого -
педагогические
условия
|
1 этап
Организационно-
мотивационный
|
В группе на столе стоит макет «Бумажного городка» с его жителями, мультмедийная установка, ТСО с записью шуршащей бумаги.
|
Использование электронного от образовательного ресурса.
Презентации «Как появилась бумага» (просмотр с детьми)
Воспитатель обращает внимание детей на шуршание бумаги (аудиозапись).
-Ребята, вы слышите звук?
-Откуда он доносятся? Интересно, кто это так шуршит в «Бумажном городке?»
Это его жители
- Вы хотели бы узнать причину спора жителей «Бумажного городка »?
Тогда я приглашаю вас в сказку. Только сказка эта не простая и не волшебная, а познавательная.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.
- «В бумажном городке» жили-были: Картон-барон, Феточка-салфеточка и Листик. Вот однажды стали они спорить, кто из них важнее и нужнее. Решили они отправиться в путешествие, чтобы разрешить этот спор, и мы отправимся следом за нашими героями.
|
Дети прислушиваются и определяют, что шуршание доносится из «Бумажного городка». Подходят к нему и знакомятся с его жителями. Это они шуршали, о чем-то спорили.
Дети принимают предложение
|
Мотивировать детей на проявление познавательного интереса
|
2 этап.
Основная часть
|
На исследовательском столе емкость с водой, бумага трех
видов: картон, салфетка, белый лист бумаги, гусеница из бумаги ,мышонок, бабочка
таблица свойств бумаги
|
- Шли, шли наши друзья. Смотрят, на дороге большая лужа. А рядом с ней гусеница. Ей необходимо перейти через лужу, но она не знает как. Лужа большая, а гусеница маленькая.
У озера сидит мышонок. У него тоже проблема. Он хочет напиться, но не знает как. Чем ему зачерпнуть воды из озера?
Посмотрите, у озера сидит бабочка и плачет. У нее испачкались красивые крылышки, и она не может взлететь.
Ребята, вы хотите помочь лесным жителям?
Предлагает создать три команды спасателей по числу лесных жителей и приглашает каждую команду занять места у экспериментальных столов.
Экспериментальный стол №1
- Подскажите, как помочь гусенице, если под рукой только картон, листок бумаги и салфетка.
Опыт №1
Дети объединяются пары и пытаются перевезти гусеницу с помощью бумаги трех видов.
Вывод: Плот из картона самый
надежный, потому что картон прочный и плотный. А из бумаги и салфетки быстро намок и порвался.
(работа со схемой)
Экспериментальный стол №2.
Чем мышонку зачерпнуть воды, если у него ничего нет кроме картона, салфетки и листика бумаги?
(работа со схемой)
Опыт №2
Дети изготавливают кулечки, и пытаются зачерпнуть ими воду и напоить мышонка.
Вывод: кулек из бумаги самый удобный. Картон очень плотный свернуть из него кулек не удалось - он разломился на части. Салфетка
быстро размокла и мы не успели напоить мышонка, вода вылилась.
(работа со схемой)
Экспериментальный стол №3
Как помочь бабочке, чтобы не
повредить крылья, подскажите
ребята.
- Давайте попробуем на листочке бумаги, где тоже есть грязные пятна
Опыт №3
Дети вытирают пятна картоном, листком бумаги, салфеткой. Картоном неудобно, он плотный, твердый, не мнется. Листом бумаги тоже.
Вывод: вытереть пятна лучше всего салфеткой, потому что она мягкая, легко впитывает влагу.
Бабочка благодарит детей за помощь и улетает.
Так и не выяснили, кто из них самый важный и нужный и пришли они к нам в детский сад.
Взмахивает волшебной палочкой и все возвращаются в детский сад.
|
Можно посадить гусеницу на бумагу как на плот и перевезти через лужу.
Дети проводят эксперимент
Делают выводы
Отмечают на схеме свойство картона
Дети предлагают сделать кулечки из бумаги и из них напоить мышонка.
Дети проводят эксперимент
Делают выводы
Отмечают на схеме свойство бумаги
Дети предполагают, что можно вытереть пятна бумагой, но какой: картоном, листком или салфеткой? Экспериментировать на крылышках бабочки нельзя, мы крылышках бабочки нельзя, мы можем их просто поранить, тогда бабочка никогда не взлетит
Дети проводят эксперимент.
Делают вывод
|
Условия для выражения детьми своих предположений.
Стимулирование высказывание детьми своих предположений мыслей
Работа в парах, подгруппах - развитее партнерских навыков
Стимулирование
самостоятельного
установления
Причинно- следственных связей
|
3 этап Итоговый
|
|
-Молодцы, ребята! Сегодня вы совершили познавательное путешествие, помогли сказочным героям и узнали много интересного о такой простой и привычной нам бумаге. Так будем бережно
относиться к тому, что нас
окружает. Барону-картону, Феточке - салфеточке, Листику было интересно путешествовать с вами, а вам?
Дидактическая игра с кругами Эйлера«Что из чего сделано? »
В большом круге лежат разные предметы. Они сделаны из разных материалов.
Рассмотрите их и разложите в меленькие обручи отдельно предметы сделанные их металла, из ткани, дерева и бумаги.
Детям предлагается на рисовать, что было интересного в путешествии
|
Награждают каждого бумажного человечка «Знаком важности»
Дети самостоятельно раскладывают предметы, объясняя за тем свой выбор.
Дети выбирают каждый материал (краски, карандаши, фломастеры) и рисуют
.
|
Работа в мини-группах.
Развитие творческих способностей, умение самостоятельно передавать задуманный сюжет
|
|