Использование технологии обучающих подносов с целью обогащения чувственного восприятия и развития исследовательских способностей детей раннего возраста |
Педагогика | |||
Автор: Карпова Ольга Константиновна, Федорова Елена Борисовна | |||
04.11.2024 17:39 | |||
Использование технологии обучающих подносов с целью обогащения чувственного восприятия и развития исследовательских способностей детей раннего возраста
МБДОУ Дс № 39 городского округа – город Камышин Ранний дошкольный возраст – это время, когда дети начинают активно учиться исследовать мир вокруг себя. А нам, как педагогам, необходимо расширятькругозор детей и удовлетворять их любознательность, так как ранний возрастпредполагает пик накопления знаний и умений. В этом возрасте дети только начинают познавать мир, поэтому склонны удивляться самым простым вещам.
Мы решили помочь им в этом процессе, сделав обучение веселым и занимательным. В своей работе мы используем подносы, которые наполняем разнообразным материалом для игр. Так как мы являемся участниками инновационной площадки Национального института качества образования, используемигры на подносе, как инновационный метод обучения. Он позволяет детямразвиваться в игровой форме, используя подносы в качестве основного инструмента для игры. Каждый поднос представляет собой отдельную задачу илиупражнение, что делает эту методику уникальной и эффективной. Идея игр на подносе заключается в том, чтобы дети могли учиться через игру и экспериментирование, что позволяет им активно участвовать в процессе обучения и осваивать новые знания через опыт и самостоятельное исследование. Почему нужно обязательно использовать поднос? Ведь таким же образом можно было бы работать и на большом листе бумаги или на подставке под горячее. И это верно. Но использование подносов позволяет боле четко обозначить ребенку пространственные рамки для выполнения задания. Эти рамкиопределят рабочее место и однозначно показывают, какие предметы относятсяк заданию. Кроме того, с помощью подноса можно легко перенести предметыи само «рабочее место» куда-либо еще, не боясь что-то потерять или уронить. На подносе хорошо видно результаты труда ребенка, которые затем можно продемонстрировать окружающим. Это могут быть готовое ожерелье, отсортированные предметы или собранный пазл. То есть то, что ребенок сделал самостоятельно, что можно затем поставить на полку. На подносе можно легко найти все имеющиеся там предметы и использовать их снова. Другими словами, подносы позволяют не только наглядно предложить определенное задание, но и помогают задать пространственные рамкидля его выполнения. А ведь именно малышам особенно важно усвоить, чтотакое порядок и структура, поскольку они дают детям чувство безопасности ипомогают научиться ориентироваться в пространстве. Задание, которые нужно выполнить ребенку, должно быть ясным и понятным без дополнительных объяснений, предметы следует располагать на подносе так, чтобы было очевидно, что с ними нужно сделать. Выполняя игровые задания, дети развивают мелкую моторику, глазомер, конструктивное и творческое мышление, экспериментируют и открывают для себя окружающий мир. Важно также учитывать, что игры на подносе могут быть проведены как индивидуально, так и в группах. В групповых играх дети учатся работать в команде, общаться. В индивидуальных играх дети могут сконцентрироваться на своихсобственных усилиях и достижениях, что также важно для их развития. Есть множество игр и экспериментов с подносами, которыми можно заинтересовать ребенка, их степень сложности от их подготовки. Для легкости использования в своей работе игр с подносами мы разработали картотеку игр с подносами для детей раннего возраста. Рассмотрим несколько из них, которые мы используем в своей работе.
Одни дети окрашивают воду в один цвет, а другие используют две краски и наблюдают, как краски смешиваются и вода приобретает совсем другой цвет. Впроцессе этого эксперимента малыш наблюдает, как смешиваются цвета, развивается интерес к явлениям окружающего мира, мелкая моторика. 4. Рисуем на песке. Детям это хорошо известно, ведь они часто играют в песочнице. На этом подносе ребенок с помощью различных предметов может сам создать следы на песке! Во время занятий вместе с взрослым или несколькими малышами можно сыграть в угадайку, спрашивая друг друга, какой изпредметов оставил тот или иной след на песке. 5. Сортируем по стаканчикам – это задание интересно с точки зрения развития мелкой моторики, поскольку для сортировки предлагается пинцет. С егопомощью ребенок должен аккуратно взять помпон и переложить в стаканчик, стараясь при этом его не уронить. В заключении хотелось бы отметить, что игры на подносе помогают развивать навыки и умения детей в игровой форме и позволяют им получать удовольствие от процесса обучения. Однако следует помнить, что подносы с заданиями дополняют окружающие нас материалы, но не могут их заменить впроцессе познания ребенком мира.
|