Мастер-класс для педагогов «Образовательная кинезиология как здоровьесберегающая технология активизации умственных способностей детей с ОВЗ» |
Педагогика | |||
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Дворядкина Наталья Александровна Бондарева Маргарита Васильевна Григорьева Юлия Викторовна | |||
28.10.2024 23:48 | |||
Мастер-класс для педагогов «Образовательная кинезиология как здоровьесберегающая технология активизации умственных способностей детей с ОВЗ» Цель: Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. 1. Растяжка. “Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
«Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. 2. — дыхательные упражнения: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; “Свеча” Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 3. — глазодвигательные упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма; “Глазки” Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). Нарисуем большой круг И осмотрим все вокруг. 4. — телесные упражнения: при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение; Упражнения «Колено – локоть». Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Речевое сопровождение: Села на нос мне, на правое ухо – Лезет назойливо черная муха. Снова на нос, но на левое ухо- Кыш, улетай от меня, Цокотуха! 5. — упражнения на релаксацию и массаж: способствуют расслаблению, снятию напряжения. «Бурундук» Щёчка, щёчка – два мешочка. (Массируют щёки) Три-четыре корешочка. (Проводят пальцами от середины лба до подбородка.) Лапкой в щёчку – Стук, стук: — На здоровье, Бурундук! (Стучат кулачками по щекам.) «Неболейка» Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.) «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.) Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг о друга.) Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. В течении последних двух лет включаю в свои занятия кинезиологические упражнения с детьми логопедических групп для активации межполушарного взаимодействия и синхронизации работы полушарий. И мы стали наблюдать, что они положительно влияют на развитие интеллекта, улучшают состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, а главное способствуют коррекции недостатков речевого развития дошкольников. В заключение можно сказать, что такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее развивающее значение. Рефлексия с цветами. Каждый педагог выставляет или прикрепляет разноцветные цветочки к предлагаемой вазе. Красный – дело прошло полезно, плодотворно; Желтый – спокойно, хотелось заниматься; Голубой – довольно не плохо.
|