Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Играя, учимся общаться»
Педагогика
Автор: Ковалева Светлана Федоровна   
28.09.2024 06:22

«Играя, учимся общаться»«Играя, учимся общаться»

Педагогическая статья

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним, не умеют правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, не умеют правильно вести себя в конфликтной ситуации, им трудно договориться с другими детьми. Особенно остро эта проблема обозначена в современном обществе, когда воспитание дошкольников отличается чрезмерной «интеллектуализацией», «технологизацией». Лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

 

Сложившаяся ситуация ставит перед нами задачу, воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Поощрять любую инициативу ребенка в общении. Достаточный уровень сформированности навыков общения со сверстниками в предшкольный период, является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему в дальнейшем возможность успешного освоения школьной программы.

Мы выяснили, общение, это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.

Ранее в своей работе, я проводила индивидуальные беседы с детьми по формированию дружеских отношений. После прочтения и рассматривания иллюстраций, обратила внимание, что у детей нет огромного желания вступать в диалог. Дети не всегда проявляют доброжелательное отношение к сверстнику (обращаются по имени, но забывают здороваться и говорить вежливые слова). Не всегда слушают собеседника, не замечают эмоции других детей. Не всегда настойчивы в достижении цели. Мало вступают в диалог.

Тогда я решила использовать новые подходы для формирования навыков общения со сверстниками в предшкольный период. Мы обратиливнимание на то, что многие выдающиеся ученые педагоги рассматривают проблему формирования навыков общения через театрализованную игру.

В своей работе для формирования навыков общения со сверстниками в предшкольный период мной были разработаны авторские театрализованные игры. ФГОС дошкольного образования указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – в игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Именно в игре, ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, преимущественно формируются навыки общения со сверстниками в предшкольный период.

Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя – театрализованная игра. Театрализованная игра способствует активизации словаря, развитию монологической, диалогической речи, интонационной выразительности. В нейразвиваются способности к воображению, производственной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают театрализованную игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного воспитания.

Актуальность использования авторских театрализованных игр как средства формирования навыков общения для практики дошкольного образования, послужила основанием для выбора главной идеи педагогической находки.

Идея нашего проекта «Играя, учимся общаться». Эту идею мы реализовали с помощью проектного метода. Инновационный потенциал нашей педагогической находки — введение в практику комбинаторного подхода, основные аспекты коммуникативной деятельности и авторские театрализованные игры были ранее известны, но в сочетании они не применялись.

Цель: Проверить и описать возможности авторских театрализованных игр в формировании навыков общения со сверстниками в предшкольный период детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Разработать и внедрить комплекс авторских театрализованных игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками в предшкольный период
  2. Определить эффективность системы авторских театрализованных игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками в предшкольный период.

Проанализировав педагогическую литературу в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, мы разработали комплекс авторских театрализованных игр, способствующих формирование навыков общения со сверстниками в предшкольный период.

Театрализованные игры мы решили взять по сказкам. Театрализованные игры мы применяем в ДОУ в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми. Игры расположены в красивой праздничной коробке (внутри коробки лежит книга с художественным произведением, с театрализованными играми). На каждой коробке расположен сказочный персонаж (это может быть котенок, собачка или кто либо др., который мотивирует детей: с начало познакомится с интересным произведением, а затем поиграть в театрализованные игры по данному произведению, театрализованные игры содержат: Например по произведению С. Михалкова «Про девочку которая плохо кушала», разработаны следующие театрализованные игры «Цветные ленточки».

Цель игры:

Театрализованные игры стимулируют детей к проигрыванию сюжетов из книги (ролевой диалог или драматизация сказки).

Дети не только играют, но и общаются между собой. Активно включаются в общение, учатся взаимодействовать друг с другом, социализируются. Именно в общей театрализации дети естественно и непринужденно усваивают богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Участвуя в совместной с взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом, дети знакомятся с разными моделями поведения людей, усваивают правила хорошего тона, этикета. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

Театральные сундуки стоят в свободном доступе для детей. Дети после ознакомления могут использовать в самостоятельной игровой деятельностив центрах детской активности. Многие ребята берут коробку домой и знакомят с ее содержанием своих родных. При желании детьми могут подбираются другие игровые компоненты.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения театрализованных игр, сотрудничество детей с друг другом и со взрослыми на всех этапах организации и проведения театрализованных игр, способствовало тому, что дети стали легко вступают в контакт, проявлять активность в общении со сверстниками, понимать эмоциональное состояние сверстника, (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказывать о нем. С уважением относиться к мнению, интересам окружающих ребят, вести простой диалог. Спокойно отстаивать свое мнение, принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.), не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Театрализованная игра стала хорошей формой взаимодействия с родителями. Родители любят приходить на мероприятия, где участвуют дети. Поэтому театральные представления у нас пользуется большой популярностью. Выступают родители и в качестве актеров, участвуют в изготовление атрибутов к театрализованным играм. Это делает театрализованную игру еще более значимой в жизни ребенка. Для контроля полученного результата и критерии его оценки мысочли целесообразным воспользоваться методикой Дыбиной ОВ.

Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась уверенность в себе, в своих возможностях, повысилась самооценка. У ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Дети научились задавать вопросы, вежливо обращаться друг к другу, учитывая мнение товарища, слушать и слышать собеседника. У детей наблюдается позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Осмысление и описание нашей педагогической находки, полученные результаты доказывают, что комплекс театрализованных игр, разработанный нами для формирования предпосылок УУД у детей приводит к высоким результатам коммуникативных навыков

Новизна нашей педагогической находки заключается в том, что разработан и внедрен комплекс театрализованных игр для успешного формирования предпосылок коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста

В перспективе, с целью успешного формирования предпосылок коммуникативных УУД детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры, планируется распространение педагогического опыта.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год