Тематическая консультация для педагогов «Коррекционный час как средство повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями» |
Педагогика | |||
Автор: Пазюра Наталья Александровна Зацарная Ольга Сергеевна Боженкова Ирина Владимировна Гринева Ольга Владимировна Малышева Марина Александровна | |||
28.08.2024 09:40 | |||
Тематическая консультация для педагогов «Коррекционный час как средство повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями» По данным обследования, приведённым в журнале «Логопед», общей чертой безречевых детей является снижение мотивации к использованию речи в целях общения. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития. Необходимо желание самого ребёнка, а для этого его необходимо заинтересовать. Одной из центральных проблем в логопедической и педагогической работе является постоянная мотивация дошкольников и формирование устойчивого интереса к различным видам занятий. Эта проблема общая и для воспитателя, и для логопеда. Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. Основной вид деятельности у детей — это игра, однако коррекционная работа представляет собой необходимость выполнять различные задания и упражнения, порой однотипные и требующие усилий. Однако дошкольники (а именно они представляют собой основной контингент занимающихся у логопедов) пока еще не готовы к смене игровой деятельности на классический учебный формат. Даже при общем положительном отношении к школе, их мотивация именно к «учебе» довольно низкая. Актуальность проблеме придает еще и тот факт, что довольно часто нарушениям речи сопутствует и определенное отставание высших психических функций. Несформированность эмоционально-волевой сферы не позволяет ребенку достаточное время удерживать внимание, стремиться к получению результата.
Результативным обучение становится только в том случае, когда дети сами проявляют познавательную активность. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является поиск методов для развития мотивации у детей. Под мотивацией мы понимаем — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению, оно должно идти параллельно и неразрывно с ним. Учебная деятельность без мотивации — для ребёнка с проблемами речи, с психическими трудностями будет неуспешнойнеинтересной, а для педагога превратится в монотонную, бесполезную работу. Преподавание должно быть целенаправленным, весёлым, интенсивным. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства воспитанников. Выделяют разные типа мотивации:
В педагогической науке существуют и другие виды мотивации. Но наиболее часто мы используем именно эти четыре вида. В своей практике с детьми старшего возраста обязательно необходимо говорить с ребёнком на тему «Зачем нужны ему лично занятия». Мотивация личной заинтересованности, мотивация общения — это очень хороший стимул для занятий и для самоконтроля за речью в будущем. Родители и педагоги должны помогать и учить ребёнка с нарушениями речи преодолевать страх, выдавать авансы успеха ( «у тебя получится»). Давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность ( «только ты сможешь это сделать») усиливать мотивацию ( «это необходимо нам для…») Методы и приемы стимулирования мотивации в логопедических занятиях и на коррекционном часе. Особенностью детей с нарушениями речи является их отношение к самой проблеме. В ряде случаев ребенок сам не осознает своего дефекта, а значит и не ощущает необходимости в его исправлении. Привлечение его внимания к проблеме может привести к стрессу и психологическому дискомфорту. Значит, необходимо искать другие пути стимулирования интереса к занятиям. В других случаях дети, особенно с тяжелыми нарушениями речи, могут проявлять речевой негативизм. Эта проблема также требует внимательности и поиска не травмирующих приемов вовлечения ребенка в процесс занятий. Дидактические игры Задания, относящиеся к данному типу, следует выбирать очень внимательно. Далеко не каждое из них содержит собственно игровой элемент. Часто обучающая часть превалирует над развлекательной. Однако для детей, особенно с нарушением мотивации, просто выполнять учебное задание педагога является трудным делом, вызывающим быструю потерю интереса и внимания. При этом подключение эмоций, стремления играть — и выигрывать — побуждает ребенка прикладывать усилия, а значит добиваться результата. Игры по знакомым сказкам или мультфильмам, сюрпризные и «волшебные» моменты поддерживают интерес и внимание к условиям заданий. Театральная деятельность Этот прием позволяет педагогу активно вовлекать детей в занятия. Кроме того, участвуя в ролевых действиях, ребенок развивает речь, осознает необходимость говорить четче и правильнее. Заучивание роли стимулирует память и произвольное внимание. Использование в работе образов любимых детских героев привносит радостное настроение, положительный настрой на выполнение заданий. Соревновательные элементы Чтобы увлечь детей, заинтересовать их процессом достижения цели, используется элемент соревнования. Однако очень важно, чтобы ребенок реально был способен добиться успеха. Часто удачным вариантом становится состязание «с самим собой». Педагог предлагает определенные способы отметок личных достижений каждого — от тривиальных наклеек и флажков до системы наград, выстраивания игрового плана «покорения вершин». Задания и упражнения, направленные на выявление одного победителя, должны использоваться очень аккуратно, с учетом возможностей всех участников. Важно, чтобы каждый ребенок мог почувствовать свои способности, нашел свою зону успеха. Именно от чувства собственной победы растет мотивация и стимул заниматься. Использование ИКТ как элемента коррекционного часа В настоящее время все шире используются возможности компьютерной техники на уроках. Для детей выполнение заданий становится более увлекательным, повышается интерес и желание выполнять задание. Компьютерные тренажеры имеют массу положительных опций, стимулирующих личную мотивацию детей и полезных педагогу. Например, возможность сделать запись ответов воспитанников. Таким образом, ребенок может наглядно видеть свои успехи по сравнению с началом занятий, что стимулирует к дальнейшей работе. Визуализация каждого упражнения, возможность самооценки и общий интерес к такому виду учебы повышает результативность занятий, делает их более привлекательными для детей. Чередование видов деятельности Смена типов заданий в рамках одного занятия позволяет педагогу удерживать внимание детей, создавать у них положительный настрой. Интерес к занятию является одним из эффективных способов развить мотивацию, желание работать и добиваться успеха. В работе логопеда и педагога одним из важнейших составляющих становится мотивационное направление. В отсутствии желания заниматься, практически невозможно добиться значимых результатов. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет выявить его сильные и слабые стороны, повысить самооценку и тем самым стимулировать его интерес к занятиям. Хочется ещё раз напомнить о том, как продумать мотивацию в структуре НОД. 1) Начало занятия в детском саду (оргмомент, приветствие). Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. Стимуляция интереса и эмоциональный настрой. Приёмы для начала занятия: угадать из граммзаписи по звуку персонаж или предмет, угадать на ощупь предмет в мешке, по запаху узнать предмет, собрать в кабинете мелкие игрушки, внесение новых игрушек, использование музыкальных инструментов, найти в сухом бассейне игрушку. 2) Ход занятия в детском саду (процесс). Включает в себя: Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения. Интерес зависит от понимания, не нужно использовать никаких изощрений. Ясность – основа интереса, интерес – залог успеха. Здесь важна «изюминка» занятия. Интересные и правильно подобранные формы занятий помогут вызвать интерес: экскурсии, занятие – труд, интегрированные занятия, творческие занятия, занятия –сказки, путешествия, эксперименты, занятия — конкурсы, рисунки — сочинения, концерты, занятия –викторины, бинарные занятия (авто Дж. Родари) и. т.д. Например: занятие – диалог (разговор по телефону, обсуждение героев стих. К. Чуковского «Телефон») потом переходит в свободные игры. Занятие –викторина на знание персонажей сказок или занятие –конкурс «Кто больше вспомнит скороговорок, выученных для автоматизации звуков» придаст уверенности в собственные силы и запомнится надолго. Творческий подход логопеда и педагога к деятельности (к занятию) – важнейший фактор для мотивации детей. Занятие необходимо превратить в интересную игру. Использование в коррекционном часе нетрадиционных методов и приемов: мультимедийных презентаций, видео-уроков — предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немало важно для учителя-логопеда. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. 3) Окончание занятия в детском саду. Подведение итогов занятия. Для позитивной мотивации ребёнок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальный результат своего труда (рисунок, картинку, чудо-дерево, наклейку, поделку и. т.д) Это создаёт желание узнать, что будет на следующем занятии. Ритуал прощания. Позитивная мотивация к обучению в детском саду детей с нарушениями речи – это условие успешного дальнейшего его обучения. Ребёнок должен быть активным, взаимодействовать со сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребёнка как личности. «Продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация –это продукт неудачи» ГленДоман.
|