«Использование технологии КРОССЕНС в коррекционно — развивающей деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы» |
Педагогика | |||
Автор: Спринская Наталья Владимировна | |||
29.08.2024 07:12 | |||
«Использование технологии КРОССЕНС в коррекционно — развивающей деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы» Спринская Наталья Владимировна, воспитатель МАДОУ «ДС «Загадка», г. Новый Уренгой. Развитие речевой и мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
Как развивать речь ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня мы встречаем всё больше инновационных педагогических технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников Одним из таких технологий является метод развивающего обучения «КРОССЕНС».
Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов». Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса. Кроссенс представляет собой серию картинок, символов, каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат. Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате. Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься — куда нас приведёт слово «образование»? По сути, детский сад занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны. Если сравнивать — то и другое со строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые составляют фундамент; слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Изобилие образов тоже приветствуется не всеми. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие. Технология КРОССЕНС позволяет:
Предполагаемый результат применения технологии:
Этапы внедрения технологии в коррекционно-развивающий процесс: 1. Диагностический этап. На этом этапе предполагается изучение психолого-педагогических условий применения технологии, т.е. проводится мониторинг стартовых возможностей дошкольников, который включает:
-степень сформированности высших психических функций. 2. Прогностический этап. На этом этапе формулируются целевые ориентиры применения технологии, проводиться исследовательская работа в области внедрения в коррекционно-развивающую работу педагога современных педагогических технологий, разрабатывается проектная деятельность с детьми и родителями. Педагог определяет алгоритм создания кроссенса по направлениям коррекционной работы:
-развитие и коррекция связной речи детей В процессе коррекционно-развивающей деятельности, по каждому направлению создается раздаточный и демонстрационный дидактический материал, формируется банк презентаций по темам кроссенса. 3. Практический этап. Педагог разрабатывает и проводит НОД с использованием технологии. Применение КРОССЕНСА при проведении НОД:
- творческое задание для детей и родителей. Технологию КРОССЕНС необходимо адаптировать для детей старшего дошкольного возраста, т.к. предлагаемые методические разработки рассчитаны на школьников. Проблема использования технологии состоит в том, что у ребенка 5-7 лет практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. Адаптацию развивающей технологии для дошкольников возможно осуществлять по следующим направлениям: - определение темы: педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «ОСЕНЬ» состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Педагог предлагает детям отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений: дождевые тучи закрывают солнышко – идет дождь – растут грибы – люди собирают грибы в лесу. Решение кроссенса: время года – осень. Другой пример: создание и решение кроссенса по направлению «развитие фонематического восприятия». Тема «Звук и буква «А». В таблице размещены картинки с изображением фруктов, в названии которых звук «А» в начале слов: ананас, абрикос, апельсин. Педагог предлагает детям отгадать букву, которую нужно написать в пустом квадрате. Дети устанавливают ассоциативные связи исходя из фонетического звучания слов;
-направление решения кроссенса: КРОССЕНС можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако, у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных тапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке). Способы чтения кроссенса: Алгоритм создания кроссенса для дошкольников:
последовательности. 4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента. 7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы. 8. Построение ассоциативной связи между образами элементов. При оценке правильности создания кроссенсовучитываются следующие параметры:
Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми:
Развивающий метод «кроссенс» способствует формированию не только мыслительных процессов, но и развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников. Кроссенс «Хроменькая уточка» Кроссенс «Кот ворюга»
|