Развитие познавательного интереса у дошкольников |
Педагогика | |||
Автор: Григорьева Татьяна Михайловна | |||
27.08.2024 14:48 | |||
Развитие познавательного интереса у дошкольников Григорьева Татьяна Михайловна, ГБОУ «Школа № 113» г. Москва, Аннотация. В статье дается характеристика познавательного интереса, описываются этапы его развития у детей дошкольного возраста, приводятся основные условия и методы формирования познавательного интереса в условиях ДОУ. Ключевые слова: познавательный интерес, психические процессы, условия развития, методы формирования. Вопросу развития познавательного интереса дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Умственный подъем в дошкольные годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, тяготение к каким-либо определенным видам занятий.
Сегодня в центре внимания передовых педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимость использования личностно-деятельностного подхода, оказывающего решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка, и недостаточная компетентность педагогов в решении данной проблемы делают тему актуальной. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л.С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону [2]. Проблема развития познавательного интереса — одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития [5] Вопрос формирования познавательного интереса достаточно широко изучен педагогами и психологами Л.А. Венгером, Н.Г. Морозовой, М.И. Лисиной, Г.И. Щукиной. Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой входит [1]:
В своём развитии познавательный интерес выражен различными состояниями. Различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными [10]. Отмечается поисковый характер познавательного интереса. Как особая направленность личности на познание окружающей действительности познавательный интерес характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу дошкольника от незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы. Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами дошкольника, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств [4]. Отмечено, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии [8]:
При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. Проходя все этапы, ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений [5]:
Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности. Дошкольный возраст — сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Ребенок начинает познание окружающего мира с «живого созерцания», с сенсорного процесса – восприятия. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Владея знаниями об особенностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста педагог, не должен забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослого, его руководство и организация. Воспитание познавательного интереса осуществляется в общей системе умственного воспитания в непосредственно образовательной деятельности, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие дальнейшего формирования познавательного интереса — широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним [7]. Следующими условиями для развития интереса должны быть:
Одним из условий развития познавательного интереса являются дидактические игры и продуманные ситуации [9]. Знание и использование педагогом методов развития познавательного интереса способствует повышению познавательной активности воспитанников, формированию адекватной самооценки у детей в процессе разнообразных видов детской деятельности. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты [3]:
Основными методами развития познавательного интереса у дошкольников являются [3]:
Используя все эти методы развития познавательного интереса, педагог дает возможность ребенку познать окружающий его мир через собственные ощущения, переживания и опыт взаимодействия с разными людьми, явлениями и предметами. Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным [6]. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сделать выводы о том, что проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста посвящено немало исследований. Согласно психолого — педагогическим учениям, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу усвоения знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Под влиянием интереса у ребенка развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими он обращается к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Педагог должен знать особенности развития познавательного интереса на каждом возрастном этапе, уметь разглядеть у дошкольника интерес к какому-либо виду деятельности, создать все условия для того, чтобы превратить его в подлинный интерес к знаниям. Основным условием развития познавательного интереса является создание положительного психологического климата в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым. Педагог должен побуждать ребенка к общению согласно потребностям и проблемам, которые волнуют дошкольника, это способствует углублению его познавательных интересов и активности. В настоящее время педагогами используются традиционные и новые методы эффективного развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Эти методы могут применяться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей. Они позволяют формировать познавательную активность дошкольников, основанную на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. При условии правильно организованного педагогического процесса, с учетом психологических особенностей, заинтересованность и любознательность дошкольников развиваются в устойчивый познавательный интерес. Литература
|