Особенности организации игровой деятельности в старшей группе ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Настина Людмила Яковлевна | |||
26.08.2024 17:29 | |||
Особенности организации игровой деятельности в старшей группе ДОУ Настина Людмила Яковлевна Воспитатель 1 квалификационной категории Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность. Однако игра постепенно вытесняется из системы дошкольного образования при работе со старшими группами. Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Самоценность игры утрачивается, игры примитивизируются, что, по оценкам специалистов, отрицательно влияет на развитие детей в дальнейшем.
Дошкольники старшей группы — это дети в возрасте 5–6 лет. Психофизическое развитие, соответствующее этому возрасту, позволяет ребятам участвовать во всех видах игр. В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, это период овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Дошкольник начинает чётко различать реально существующее и вымышленное. Формируется способность к саморегуляции, ребёнок готов к соблюдению правил, в игровом взаимодействии лидирующие позиции начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Старший дошкольник в значительной степени ориентирован на сверстников, испытывает потребность во взаимодействии, у него появляется чувствительность к мнениям и оценкам сверстников. Свои предпочтения во взаимодействии с другими детьми ребёнок объясняет их успешностью в игре. Рассмотрим некоторые виды игр ребенка в дошкольном учреждении. Творческие игры детей старшего дошкольного возраста. Творческие игры ещё называют свободными. Это забавы, в которых ребёнок задачи мобилизует совместные и реализует состояние свою часть выдумку, условие фантазию, мелкой творческий дошкольного потенциал. старшие Старший малышей дошкольный обучения возраст — уединённых период коробки расцвета взрослого фантазирования. инструктивно Свободная соответствии игровая дошкольников деятельность педагоги детей материал не исключает такие участия приобретает в ней взрослого, санпинов воспитатель лёгкой может образца выступать однако как в движении роли обычно активного одиночку участника, костюмов так и в роли смекалку наблюдателя, мелкой а ребёнок также проигрыша неявного линий помощника. бывает Сюжетно-ролевые игры. режимов Основой такая сюжетно-менее ролевой материал игры этому является педагогов воображаемая степени ситуация, часть в задачи которой состоят ребёнок соответствуют берёт сокращается на успешностью себя причин роль режиссёрские взрослого происходит и взрослый выполняет форму её в режиссёрской созданной помощника им самим детьми игровой подвижные обстановке. правил Дети забавы самостоятельно образа выбирают театрализованной тему третьем игры, лабиринт организуют процессы игровое значительной пространство, взрослый обеспечивают количество себя старших необходимыми домино материалами. пространстве Главное, получает что такая домики игра, проигрыша как зеркало, выделяет отражает старшей отношение менее воспитанников заданной к развивает тому дошкольный событию, любой которое достижения разыгрывается. трёхлетнего Играть участника в сюжетно-совместное ролевые создание игры начинает дети другие начинают игровых примерно зеркало с трёхлетнего обучения возраста. правилами Ребята старшие шестого место года деятельности жизни взаимодействии уже ребятам могут такие распределять детей роли игрового до начала рекомендуется игры дошкольники и придерживаться наборы выбранного воспитанников ролевого отношение поведения забавы до её обучения конца, часто их разыгрывается действия такие все более позволяет разнообразны понимать и свободная содержательны. рисунок Этот привлекают возраст ребёнком предполагает малышей готовность начинает к выполнению самоценность неприятных, например но обязательных также действий, сюжетно например, готов приводить игровой игровое привлекают пространство неохотно в исходное сюжетно состояние. причин В сюжетно-заданной ролевых забавы играх проходит дошкольники условий приобретают сложные новые характер модели направлены поведения. только Старшие обучающих дошкольники программ начинают анализ осваивать конструктивным социальные детей отношения действия и построить понимать жизни подчинённость объединяет определённых игровых позиций, досуга поэтому игровых ведущие направлены роли режиссёрской (врач, разнообразием учитель специальной и т. п.) различать становятся педагогов для них более ставится привлекательными, забавы чем модифицируется подчинённые ролевых (пациент, могут ученик старшей и т. п.). возраст Воспитатель забавы должен большие помнить, давайте что в проведение этом чувствительность возрасте играх дети созидание крайне значение неохотно лёгкой принимают смекалку роли, ребёнка не уединённых соответствующие заложено их полу. движении Актуальна ребёнком для игровая этого ребята возраста актёров проблема конструировании распределения внедряются ролей только и играх возникновение старшей на этой позиций почве часто конфликтных постепенно ситуаций. пособий Отсюда более закономерно созданной вытекает отведено ключевая соответствующее роль сочинительства воспитателя театрализованные — регулировать создание контакты сюжетом в главное совместной обучающих игре: показывают учить отличающихся мириться, дошкольника приходить смекалку к компромиссу, детей убеждать рассматриваться и т. д. Помимо необходимыми этого, уберечь педагог детей может детей способствовать осваивать обогащению дизайнерские знакомой персонажей игры другими новыми соответствуют вводными, существующее например, основываются путём деятельности расширения этажности состава может ролей, отдельное увеличения решения количества первых объединяемых старшей сюжетных театрализованные линий. сюжетно Режиссёрские игры Режиссёрские является игры занимают часто другими рассматриваются контакты как письма разновидность разбора сюжетно-водящего ролевых, выбранного их реализация имеют происходит забавы через достижения роли, отзывам которые конструирования ребёнок интимны передаёт образца игрушкам. воображением В такой игровых игре решение малыш управляет выступает группе в дидактических качестве старшей режиссёра, ребята сценариста ребёнок и актёров, костюмов действует старших от учителя имени формируется разных постановка персонажей действия -игрушек, детей перемещает коробки их в только игровом заданной пространстве, персонажей управляет квалификационной игровой дидактической ситуацией забавы в совместные целом. конструирования Как правило, сокращается такая материала игра способны появляется помещении на старшей третьем такая году играх жизни режиссёра и трудностей имеет обогащению индивидуальный руководства характер. содержат К старшему наиболее дошкольному давайте возрасту готовы режиссёрская такие игра старшему модифицируется. материал Во-первых, начинают изменяется активного состав разнообразием участников, педагоги ребёнок квалификационной играет условий не в игрового одиночку, новым а ролей совместно индивидуальны с другими ракушки детьми. деятельности Во-предметами вторых, решение изменяется признак сложность определяются игры, дидактической если пациент в младшем мотивация дошкольном нравится возрасте сложность активных сценариста персонажей воспитателя режиссёрской часто игры например обычно педагогике не конструктивным более недостаток 2–3, то костюмов количество менее персонажей выступает увеличивается сверстников не младшем только игровом в коллективной ребёнком игре, умения но и в режиссёра индивидуальных представляют режиссёрских ребёнок играх место старших правила дошкольников. навыки Режиссёрские развитие игры начинают по своей важны сути называют интимны, конструирования индивидуальны, свободными дети старшей стремятся вводными к новым уединению, период что не предполагает может руководства решение со стороны чувствительность педагога. воспитателя Тем не менее активных взрослый обычно может мелкие развивать старших режиссёрские чётко игры природный дошкольников которая опосредованно, определяются через персонажей создание специальной игровых своим условий организовать и подбор делаются игрового театрализованные материала. соответствующее Детей творческие 5–6 лет воссоздание привлекают развивать детали перед игрового элементов поля, такие мелкие инструктивно игрушки, другие которых только должно предполагает быть помимо достаточное природный количество. другими Рекомендуется образца также координации давать умения детям задач шестого группе года дидактических жизни «имени пустые задач кубики», уникальна которые заданной они смогут отзывам оформлять ограничивается в крайне соответствии процессы с сюжетом режиссёрская игры. ширмы В пространств некоторых неявного ДОУ внедряются разнообразием архитектурно педагогикой -дизайнерские конструировании новации более в фантазию виде правил многоярусных ящики игровых крупной зон, уединённых период пространств более в ролевых виде действия ниш, методического используется период крупное методического игровое пространстве оборудование (почве домики, побочный вагончики, ставится ширмы приёмов). Крупное ролей игровое вторых оборудование задачи очень конструктивным нравится старших детям такие и создает малыш условия разбора для методики разнообразных может игровых другими ситуаций. режиссёрские Театрализованные игры, игры — драматизации Театрализованные которых игры большинство обычно народной представляют только собой мультфильма сценки количество из литературных участие произведений, архитектурно в которых ограничивается дети придерживаться занимают убеждать позицию воспитатель актёров, возраста показывающих дошкольников спектакль. индивидуальных Ребята дидактическими 5–6 лет способны группы принимать среди активное обычно участие соответствии в оформлении творческий декораций большие и режиссёрская костюмов, выбранного пригласительных задач билетов. бывает Старшие материалами дошкольники, важна в старших отличие обучения от малышей, ориентированы способны имеют и готовы взросления самостоятельно фрагментов выбрать берёт произведение дидактическими и потребность распределить правил роли. совместно Такие какой игры ролью ориентированы задействуют на действие зрителя, старших в их декораций подготовке более могут проблемной принимать обязательных участие конструирования родители. собой Строительно-конструктивные игры сюжетно Содержанием усложняется строительно-действия конструктивных самой игр является развитие созидание имени с предлагаемых использованием ролей строительного многоярусных материала: содержанием специально конструирования созданного примерно (различные развивающие виды произведение конструкторов, расположением наборы демонстрируется «Юный управляет архитектор старшей» и др.), природного, третьем подсобного дошкольного (коробки, предположений ящики старшему и др.). Такие создание игры преимущественно часто игровой интегрированы сюжетом с форму другими детей забавами, позволяет например, привлекательными при конструировании дошкольный сцены игровых для театрализованной ролевого игры. играть Игровые рассматриваются действия воспитатель (конструктивные фантазией умения ограничивается) в современные такой каштаны игре формой невозможны возраста без специального свободная обучения. овладевать В цветами дошкольной подготовка педагогике разыгрывается подробно замещается разработаны начинают методики регулировать обучения учитель детей которой конструктивным показывают умениям, также в их основе качестве находится через демонстрация могут образца привлекают и строительный приёмов многие конструирования, дидактические постановка педагогике проблемной поведения задачи, активное сообщение конструирования темы обучающей и условий рекомендуется конструирования. недостаток Для требованиях дошкольников также старшей режиссёрские группы, дошкольники уже подвижные имеющих потребностям навыки педагог конструирования, разделение методика реализация усложняется: деятельности демонстрируется выступает лишь формируется часть отрицательно образца только или его рисунок, печатные ставится строительно задача взрослого изменить сделать образец; самим показывают педагог только форме незнакомые, овладевать новые ролевого приёмы широко конструирования; сокращается применяется материала более старшие сложный старшей строительный подбор материал. начинают Например, специалистов предлагается добивается построить режиссёрские аналогичный занимают дом, но большей увеличивается этажности, которая с сокращается другими предлагается архитектурными письма элементами. главное Перед пустые детьми новации старшей задача группы наиболее уже образовательных может какой ставиться формой задача психофизические составления изменяется схемы детям или уединению чертежа правилами будущей формируется постройки, например т. е. способны делаются ситуаций первые дошкольной шаги подвижные к проектной незнакомые деятельности. игровое Демонстрация положительные образца значительной и выполняет приёмов оформлении конструирования — новым неотъемлемый количество компонент опосредованно методики начала обучения сюжетно детей старшие конструктивным деятельности умениям. инициатором Игры с правилами Дидактические игры в старшей группе мультфильма Игры, приобретает в режиссёрские которых какой инициатором дошкольники выступает умения взрослый, неприятных направлены режиссёрские на решение родного дидактических позицию (обучающих персонажей задач знаниями). Их ещё называют «например рубежными которые», т. е. они представляют позиций собой сложный переходную объясняет форму другими от игровой детей деятельности игровая к также неигровой. движения Они детей созданы жизни специально элементами народной признак или трудностей научной трудностей педагогикой. контакты Обучение игровой в приёмов лёгкой воспитателя и непринуждённой фрагментов форме, предметами где давыдов ребёнок помощника получает сложный удовольствие творческие от выигрыша, яковлевна самой обучающие игровой группы активности, печатные а образовательный многоярусных результат любой для него привлекают лишь усложняется побочный игровых продукт ребёнок — вот детей специфическая решение черта настольно таких поиске игр. Воспитатель рекомендуется добивается основой решения оформлять дидактических педагогике задач черта незаметно игровой для необходимыми детей фантазию — это главное педагогов условие. ограничивается Дидактические имеют игры осваивать с дошкольников предметами саморегуляции Дидактические сюжетом игры пространственным с методики предметами соответствуют (дидактическими педагог материалами достижения) структурно большее состоят расцвета из обучающей (значение дидактической возраст) задачи, предполагают которая усложняется для детей игрового формулируется природного как квалификационной игровая, особенностями игровых билетов действий контакты и преимущественно правил. необходимость Все эти одиночку компоненты такие тесно приёмы связаны незаметно между усложняется собой, образца и свободными усложняются примерно по мере зрителя взросления демонстрация детей. предпочтения Например, знаниями совершая играх имитационные психофизическое движения, качестве старшие радость дошкольники позволяет показывают другие не крупной отдельный опосредованно признак усложняются имитируемого, театрализованные а предполагают детьми воссоздание компонент цельного элементов образа выбранного ( «Угадай конструирования персонажа спортивных», «Из правил какой дидактических я сказки/материала мультфильма? группы»), играя, играх демонстрируют жизни не отдельное правилами действие, сближают а их дошкольного множество широко в педагога рамках индивидуальны заданной наиболее роли воображаемая (доктора, которая учителя неохотно и т. д.). игровой Правила более также занятия усложняются, постановка наполняются исходное новым выступать содержанием — построить критерии ролей выбора отдельное водящего, объясняет последствия исходное проигрыша организовать и др. Игровой лёгкой материал пазлы для предметами дидактических правил игр с предметами добивается ограничивается занимают только педагоги фантазией. взрослый Готовые обсуждение наборы будущей для умениям дидактических активных игр привлекают чётко дошкольников орехи своим обучения разнообразием навыки и яркими ролевые цветами. условие В качестве правилами элементов возрасту дидактических пространственным пособий самостоятельно широко мнениям используется игровом природный рамках материал. основы Это предлагается могут активное быть игрового шишки, объектов каштаны, моментов орехи, другими ракушки, вытекает веточки которой и др. естественным Используемый детей в дидактических только играх существующее природный дальнейшем материал состава не только ролевые развивает большинство воображение, детей смекалку, ролевой но и конца знакомит которых с любой природой обеспечивают родного незаметно края. родного Для проходит детей выбрать старшего почве дошкольного действия возраста деятельность важны регулировать навыки, демонстрация связанные передаёт с специалистов развитием кубики умения место ориентироваться занимают в пространстве, предположений координации старшие движений, мультфильма мелкой группы и компонент крупной навыки моторики. развивающие Настольно такие -печатные игровое игры объединяет Они основываются конструирования преимущественно например на стилистикой поиске проявляется парности обучение картинок. персонажей Это игры лидерство типа формируется «Лото», «конструирования Домино форму», «Лабиринт», «действие Пазлы модели». Для показывают старших вытекает дошкольников основой задача скрытыми усложняется, рамках простое этажности узнавание старшей замещается детской поиском помнить пары третьем среди процессы предметов, например отличающихся старшей пространственным элементами расположением, возраст стилистикой действий изображения, такие формой, связанные особенностями детям окраски нравится и др. воспитатель Лабиринты программе более старших сложные, играх пазлы быстрее содержат забавами большее неотъемлемый количество выполняет фрагментов. дошкольного Лото детского для старших педагога дошкольников парности усложняется также пространственным организации и материалами цветовым сложность изменением обязательных объектов. педагог Подвижные игры Подвижные воспитатель игры школе для старших более дошкольников стороны обычно позиции содержат печатные соревновательный конструктивных элемент, инструктивно они ориентируют самой детей наборы на созидание успех ракушки и совершая лидерство обстановке ( «Кто дидактические первый? отведено», «Кто многие быстрее? только», «Кто ролей выше? учителя»). Совместные готовность действия саморегуляции в учителя подвижных умениям играх решение сближают школе ребят, цветовым доставляют руководства им подвижные радость добивается от преодоления настольно трудностей зрителя и конструировании достижения этажности успеха, поведения закладывают психофизические основы условия командообразования. детей В них проявляется проблема естественная летнему потребность переходную ребёнка невозможны в новыми движении, поиском необходимость воздухе найти творческий решение пространств двигательной передаёт задачи. крупное Подвижные деятельность игры обычно вызывают таких положительные командообразования эмоции, подвижные развивают мелкой многие образовательных психофизические которых процессы, режиссёрские задействуют содержательны разные игровые группы обеспечивают мышц. закладывают Могут схемы проводиться костюмов как в такой помещении, образования так и на проходит воздухе, игровое часто дошкольному интегрированы только в другие конструкторов игры проходит и могут занятия, решение например, чертежа физкультурные, дошкольного в виде ролью спортивных пособий игр. Многие воспитателей подвижные усложняются игры построить имеют неигровой народные например корни. спектакль Подготовка и проведение игр в старшей группе детского сада Игровая дошкольники деятельность вводными детей группы старшего случае дошкольного используется возраста целях в ДОУ свободными сокращается самоценность в воспитателя силу детям ряда решение причин, навыки и возрасту одна индивидуальный из них, по организации отзывам имитируемого педагогов-компонент воспитателей, пространство — недостаток игровой времени. детей Тем не менее, действия время часто на игру развивать заложено стилистикой в настольно любой жизни комплексной незаметно программе помнить дошкольного конструирования воспитания. сложный имитируемого Организовать создание игровую нравится деятельность возраста детей старшей группы в ДОУ — это значит:
Чтобы обеспечить выполнение этих требований, воспитатель должен хорошо ориентироваться в детской субкультуре. Например, наблюдая за дошкольниками понимать, какие события и ситуации воспроизводят играющие ребята; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого она развита недостаточно. Особого внимания педагога требует ситуация, когда ребёнок повторяет однообразные сюжетные эпизоды, затрудняется исполнять разные роли в одной сюжетно-ролевой игре, придумать новый вариант сюжета или новую роль, испытывает затруднения в согласовании действий с партнёрами-сверстниками, вступает в конфликты. Предметно-пространственная игровая среда Определённых знаний и усилий требует организация предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать детскую игровую активность, постоянно обновляться, трансформироваться в соответствии с актуальными потребностями детей и задачами педагогов. Планирование игровой деятельности Организация игровой деятельности детей не может быть спонтанной, реализация этой профессиональной функции педагогом предполагает подготовку в виде планирования. Воспитатель разрабатывает перспективный план игр на определённый период — от недели до года. Этот документ служит опорой для педагога при организации игровой деятельности. По ходу работы в этот план могут и должны вноситься ситуационные коррективы. Однако составляя план, педагог должен осознавать, что игровая деятельность носит творческий характер и не может быть замкнута в жёсткие рамки. Организация игры, если это игра с правилами, инициирована взрослым и имеет дидактические задачи, а также предполагает предварительную подготовку в виде разработки конспекта. Анализ и оценка сформированности игровых навыков детей 5–6 лет в ДОУ Чтобы воспитатель имел представление об эффективности своей работы по организации игровой деятельности детей, используется механизм оценки. Основной метод диагностики — наблюдение. Удобным и информативным для воспитателя будет анализ игровой деятельности по семи ключевым критериям:
Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период. В эти годы происходит становление личности, формируются первичные знания и представления об окружающей жизни, отношения со сверстниками и другими людьми, вырабатываются привычки правильного поведения. Ведущую роль в формировании личностных качеств ребёнка выполняет игровая деятельность, которая не утрачивает свою роль в старших группах детского сада. Грамотно организованная игра позволяет дошкольникам в лёгкой и непринуждённой форме освоить новые модели поведения, получить знания и сформировать характер.
|