Повышение эффективности и качества образовательного процесса у детей дошкольного возраста через использование игровых технологий |
Педагогика | |||
Автор: Брякотнина Ирина Александровна Болотненко Людмила Николаевна | |||
26.08.2024 08:58 | |||
Повышение эффективности и качества образовательного процесса у детей дошкольного возраста через использование игровых технологий
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Междуреченска, Кемеровской области «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Одним из важнейших критериев успешности образовательного процесса является заинтересованность учащегося процессом обучения, если ребенок по-настоящему увлечен, то он лучше усвоит материал. Одними из основных задач педагога на занятиях, реализуемых в рамках дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, является создание условий для разнообразной практической деятельности учащихся, развитие и повышение их интереса к образовательному процессу. Наиболее успешно достичь данных задач позволяют игровые технологии. Для детей дошкольного возраста ведущая форма деятельности — игра. Психологи подчеркивают, что именно в игре ребенок овладевает разными умениями и навыками, учится взаимодействовать со сверстниками. В игре у детей развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы учащемуся во всей его дальнейшей жизни: в обучении, в общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. В научной литературе определение игры дается так: Словарь русского языка: «Игра – тот или иной способ, каким развлекаются, как комплект предметов для игры». Педагогическая энциклопедия: «Игра – это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности». Психологический словарь: «Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий». На практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации в игре, игротерапевтическую, диагностическую, функцию коррекции, межнациональной коммуникации и социализации. В структуру игры, как деятельности, органично входят такие элементы, как: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игры, как процесса, входят:
Не нужно представлять игру, только как способ занять детей, чтобы они не мешали взрослым. Игра сама по себе очень полезное и продуктивное занятие. Играя, дети учатся не только развлекаться, но и организовывать своё свободное время правильно, выполнять различные правила. Кроме того, игра позволяет многому научиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. Игра дает возможность научиться тому, как надо учиться. В игре ребёнок раскрывается, «показывает себя во всей красе». Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таков он и в жизни. Поэтому, наблюдая за детьми во время игры, можно увидеть пробелы в развитии или воспитании и скорректировать работу на занятии, что сделает её более продуктивной. А это сделает образовательный процесс более качественным и эффективным. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что самое эффективное и качественное обучение для ребёнка – дошкольника – это обучение в интересной и доступной для них игровой форме! «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму", — сказал один из великих людей. А в игре можно попробовать всё, не боясь ошибиться. К числу бесспорных преимуществ игровых технологий в повышении эффективности и качества образовательного процесса относятся следующие:
Отсюда можно сделать следующий вывод – использование игровых технологий на занятиях с дошкольниками делает образовательный процесс более привлекательным для детей, а, следовательно, более результативным. Поэтому для повышения эффективности и качества образовательного процесса рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками различные игровые технологии. Можно сказать, что они – фундамент занятий! Это: сюжетно – ролевые игры, развивающие игры, дидактические игры, пальчиковые игры, настольные, подвижные, интерактивные, игры — путешествия, он — лайн и флеш — игры. Далее подробнее опишем использование данных видов игр на занятиях с дошкольниками. 1. Сюжетно – ролевые игры проводятся для того, чтобы дети смогли воплотить в играх все те ситуации, которые встречаются им в повседневной жизни и через них усвоили различный материал по программе «Окружающий мир».
Играя в неё, дети становятся то продавцом, то покупателем. Цель проведения игры и её содержание меняется от темы занятия: изучая тему «Овощи» дети «идут» в овощной магазин, «Фрукты» — во фруктовый и т.д. Деньгами в таких играх становятся разные «заменители»: выполнение задания, необходимость подобрать слово на какую-то тему или с заданным звуком и т.д. 2. Развивающие игры направлены на развитие познавательных процессов дошкольников, поэтому важность их для повышения качества образовательного процесса очень велика. Приведем примеры нескольких самых интересных на наш взгляд игр.
Данная игра может проводиться на разном материале. На доске картинки с изображением чего-либо, слоги или слова. Учитель просит детей закрыть глаза и убирает одну картинку. Дети открывают глаза и угадывают, что «спряталось». Например: на доске картинки с изображением игрушек: кукла, пирамидка, кубики, машинка, робот, флажок, юла, мяч. Сначала ребята под руководством педагога называют каждую игрушку по – порядку, чтобы запомнить. Затем педагог просит ребят закрыть глаза и в это время убирает (прячет за спину) картинку, например, с кубиками. После этого ребята открывают глаза и отгадывают, какая игрушка спряталась. После этого игрушка возвращается на своё место. Так можно повторить несколько раз с разными игрушками.
Перед детьми картинки с изображением чего — либо, слоги или слова. Ребятам предлагается найти «шпиона» — он отличается чем — то от остальных. Например: на доске карточки со слогами – РА, РО, РЫ, ЛА, РУ. Сначала ребята под руководством педагога читают каждый слог по – порядку. Затем педагог просит ребят назвать слог – «шпион», тот, который отличается от остальных слогов по какому – то признаку. Ребята высказывают свои суждения, обязательно объясняя, почему так решили. В данном случае слог – «шпион» – ЛА, так как все остальные слоги с буквой Р, а этот нет.
Для этой игры понадобятся мешочек с завязками и разные мелкие предметы. Размер предметов должен быть такой, чтобы ребёнку было удобно их доставать из мешочка и ощупывать. Положите в мешочек все предметы. Попросите ребёнка вытащить из мешочка предмет и его узнать. Другой вариант игры – доставать из мешочка именно те предметы, которые называет учитель. При этом подглядывать в мешочек нельзя, то есть надо найти игрушки на ощупь. Чем больше предметов в мешочке, тем сложнее игра. 3. Дидактические игры применяются для активизации познавательной деятельности, закрепления и повторения изученного материала. Вот примеры некоторых из них.
Все садятся в круг. В середину круга выкладываются карточки со слогами или словами. Чтобы «купить» слог, нужно выбрать его, прочитать и «превратить» в слово. Чтобы «купить» слово, нужно выбрать его, прочитать и объяснить его смысл. После того, как в магазине закончились все карточки, каждый участник подсчитывает количество купленных слогов или слов и победитель как – то награждается.
Игра начинается с того, что педагог предлагает детям «волшебную коробочку», в которой лежат карточки с разными картинками (можно варьировать тематические картинки в зависимости от темы занятия или картинки разной тематики вместе). Каждый участник игры, не глядя, выбирает себе картинку и никому её не показывает. Затем по – очереди каждый участник должен рассказать о своём предмете, называя его признаки и использование так, чтобы другие участники игры отгадали его. Только после этого он может открыть и показать другим свою картинку.
У этой игры очень много вариантов. Один из них такой — детям раздаются карты, как для лото, в каждой клеточке которой написано слово. В мешочке лежат карточки с картинками, соответствующими словам на картах. Ведущий достаёт из мешка картинки и называет их, а игроки находят на своих картах соответствующее слово и закрывают его. Кто первый закроет все клетки на своей карте, тот и выиграл. 4. Пальчиковые игры лучше проводить на каждом занятии для развития мелкой моторики и развития памяти и внимания, та как в них нужно запомнить слова игры и соотносить их с движениями, что довольно непросто.
Пальцы сжаты в кулаки. Ребёнок разжимает их по – очереди, начиная с указательного пальца, со словами: Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, вот и вся моя семья!
Пальцы сжимаются в кулаки и разжимаются со словами: «Дружно пальцы встали в ряд десять крепеньких ребят!» После этих слов нужно оставить пальцы сжатыми в кулак. И далее разжимать их по – очереди от указательного до мизинца. Последними разжимаются большие пальцы. Эти два – всему указка, всё покажут без подсказки! Эти два середнячка, два здоровых бодрячка! Ну а эти – безымянны, молчуны, всегда упрямы! Два мизинца – коротышки, непоседы и плутишки! Пальцы главные средь них – два больших и удалых! 5. Настольные игры очень разнообразны и могут совмещать в себе сразу несколько видов игр. Они могут быть одновременно и развивающими, и дидактическими, и игрой – путешествием. Именно этой своей универсальностью они и привлекательны. 6. Подвижные игры необходимы на каждом занятии для организации минутки отдыха, физминутки, для переключения внимания и т.д. Одновременно с этим подвижные игры помогают весело и ненавязчиво повторить и закрепить изученный материал и, тем самым, повысить качество образовательной деятельности и эффективность занятия. Приведем некоторые из них.
Если педагог говорит «Бегите!», дети бегают, если педагог скажет «Замрите, буква «А», дети «замирают», превратившись в эту букву.
Педагог говорит «Бегите!», дети бегают, играют. Педагог говори «Замрите!» и показывает карточку с изображением «весёлого человечка», который находится в какой — то позе. Дети должны остановиться и постоять в такой позе, пока педагог снова не скажет «Бегите!». Кто ошибся – выходит из игры. 7. Игры — путешествия – это очень любимая детьми форма проведения этапа занятия или даже всего занятия. Во время таких игр учащимся необходимо продвигаться вперёд, выполняя разные задания. Часто в таких играх присутствует какой-то персонаж, которому нужна помощь или который, наоборот, мешает выполнить задание. С помощью такой игры можно и познакомиться с новым материалом, и он точно запомнится хорошо, что положительно скажется на качестве образовательного процесса. Особенно хороши такие игры для закрепления пройденного. В нашей практике наиболее удавшиеся игры–путешествия по следующим темам: «Путешествие по планетам», «12 месяцев», «В гостях у времён года», «Все работы хороши!», «Фруктовое путешествие». 8. Интерактивные (онлайн и флеш–игры). В данную группу игр мы включаем онлайн игры и игры с использованием интерактивной доски. В век информационных технологий использование интерактивных игр приобретает особое значение и огромную актуальность. Дошкольникам они очень интересны и способствуют повышению качества образовательного процесса. Данные игры лучше использовать при знакомстве с новым материалом и для закрепления и повторения пройденного. Выбор таких игр очень разнообразен и велик, существует множество сайтов, где можно найти уже готовые игры, например, сайт «Играемся», Детский развивающий портал «Почемучка», детский развивающий сайт «Теремок». Изучая различные материалы и систематизируя опыт по данной теме, мы пришли к следующему выводу. Использование игровых технологий на занятиях с дошкольниками, несомненно, способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса. Включение дошкольников в игровую деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми, а также развивать речь ребёнка, расширять словарный запас, развивать мелкую моторику и многое другое. Показателями высокой роли игр для повышения эффективности и качества образовательного процесса являются следующие изменения:
Из всего вышеперечисленного следует, что роль игровых технологий для повышения эффективности и качества образовательного процесса огромна. Другими словами, без игры обучение дошкольников невозможно! Литература:
|