Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ |
Педагогика | |||
Автор: Усманова Раиля Фарвазовна Асмандиярова Расима Салаватовна Садыкова Фаузия Флюровна | |||
03.07.2024 20:40 | |||
Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ В дом ребенка поступают дети в основном из неблагополучных семей, ослабленные, имеющие множество проблем со здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья. У многих из них наблюдается дефицит сенсорных ощущений, в силу тех или иных причин они недополучают достаточное количество информации от внешнего мира для своих органов чувств. Они не умеют дифференцировать свои ощущения, выделять среди них наиболее значимые, не умеют правильно реагировать на них. Тем самым нарушается полноценное и правильноевосприятие окружающего мира, всех его составляющих и, как следствие, искажается правильное формирование мировоззрения и правильные ответные реакции на тот или иной раздражитель. С этой проблемой мы часто сталкиваемся в доме ребенка, в своей работе.
Сенсорная интеграция — это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения, способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию. Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. Наши сотрудники с особым вниманием относятся к этой теме, потому что в нашем учреждении находятся дети именно этих возрастных периодов. Невозможно недооценивать значение сенсорной интеграции для детей, ведь с развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом. Сенсорная интеграция детей с ОВЗ –это лечебный метод, направленный на работу непосредственно с телом ребенка. Ребенку предоставляется специально оборудованное помещение, где он занимается со взрослым, выполняет с его помощью специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность. В современном мире проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального. У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность). Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей с ОВЗ:
Нарушение сенсорной интеграции приводит детей к неполноценной жизни в обществе, они чувствуют страх находиться с людьми, у них снижается самооценка, снижается уровень обучаемости. Нарушения сенсорной интеграции свойственны детям с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, особенно часто наблюдаются у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации — домах ребенка. Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе используем разнообразные упражнения. При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения. При низкой сенсорной чувствительности используем:
Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка. При высокой сенсорной чувствительности:
Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции используем традиционные виды сенсорных игр, такие как: игры с красками, игры с песком, природным материалом, игры с тканями и бумагой, игры с сенсорными баночками, игры со стеклянными шариками, гидрогелем, игры с массажерами для рук. Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка. При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (например, цветной скотч). При низкой сенсорной чувствительности:
Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментовили динамических пауз во время ООД. При низкой сенсорной чувствительности.
При высокой сенсорной чувствительности:
Также можно использовать такие упражнения:
Таким образом, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов не только в условиях дома ребенка, но и в других учреждениях для детей раннего и дошкольного возраста, а также можно использовать данную технологию и в домашних условиях. Список использованной литературы:
|