ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА |
Педагогика | |||
Автор: Сайгушева А.С., Заббарова Л.Р. | |||
05.07.2024 13:24 | |||
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА УДК 373. 2, ГРНТИ 14. 23 HEORETICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILD SOCIALIZATION Сайгушева А.С., Заббарова Л.Р. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим аспектам социально-педагогического сопровождения социализации ребенка в современных условиях. Отмечается, что использование в воспитательном и образовательном процессе эффективных средств социально-педагогического сопровождения способствует наиболее полной реализации потребности ребенка в социализации. Ключевые слова: социализация ребенка, социально-педагогическое сопровождение, взаимодействие педагога и ребенка Keywords: child socialization, social and pedagogical support, teacher-child interaction
В настоящее время для всей системы российского образования актуальной является проблема поиска наиболее оптимальных путей социализации ребенка. В данном направлении государством проводится активная законотворческая деятельность, например, вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон от 29. 12. 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утверждена и реализуется Стратегия развития воспитания в РФ. В соответствии с данными документами важнейшей задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Можно сделать вывод, что в современных условиях возникает необходимость разработки средств социально-педагогического сопровождения, в наибольшей степени способствующих реализации потребностей ребенка в социализации в группе своих сверстников путем освоения социальных ролей и приобретения социальных навыков. Прежде всего, необходимо отметить, что ряд ученых относит такую особую сферу деятельности педагога, как педагогическое сопровождение, к продуктивному взаимодействую педагога и ребенка. Например, А.Л. Уманский рассматривает педагогическое сопровождение в качестве процесса взаимодействия педагога и ребенка для оказания последнему требуемой помощи для реализации потенциала и успешного развития6. М.В. Шакурова считает педагогическое сопровождение солидаристическим, двусторонним педагогическим взаимодействием8, И.Э. Куликовская – системным инструментарием педагога4, П.А. Эльканова – пролонгированной педагогической поддержкой9. Учитывая отдельные различия в определениях, мнение всех авторов сходится в том, что любое традиционное взаимодействие педагога и ребенка предполагает педагогическое сопровождение для того, чтобы суметь оказать своевременную помощь при возникающих в процессе воспитания и образования затруднениях. Организованное в соответствии с функциями воспитания и образования социально-педагогическое сопровождение предоставляет детям возможность для овладения социально-значимыми нормами как заданными образцами и для руководства этими нормами в последующей образовательной и профессиональной деятельности. Наряду с этим отметим необходимость выделять различия между педагогическим взаимодействием, педагогическим сопровождением и педагогической поддержкой. Так, например, О.С. Газман утверждает, что педагогическая поддержка является деятельностью, направленной на оказание педагогом оперативной помощи в тех ситуациях, когда возникшая проблема требует определенного решения, что в результате позволяет достичь положительного результата2. Иными словами, педагогическая помощь подразумевает под собой процесс совместного создания условий, необходимых для осознанного выбора решений при возникающих проблемных ситуациях. На наш взгляд, педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение отличаются расставленными акцентами: при взаимодействии педагога и ребенка в виде педагогического сопровождения решения принимается все же самостоятельно ребенком, в случае педагогической поддержки решения в отношении оказываемой помощи принимаются преимущественно педагогами. Соответственно, можно сделать вывод, что к основным факторам социально-педагогического сопровождения следует отнести веру во внутренние силы субъекта и опора на его потребность в самореализации, саморазвитии и социализации. Процесс социально-педагогического сопровождения основывается на содействии детям в осуществлении ими самостоятельного поиска оптимальных решений возникающих проблем. Следует признать, что на ребенка оказывается активное влияние среды в связи с динамичностью и специфичностью базисных характеристик личности ребенка, что подтверждают философские, психологические и педагогические подходы: развитие ребенка является уровневым, последовательным формированием структуры его самосознания; развитие ребенка возможно только при его личной активности, взаимодействии с миром в определенном социально-педагогическом пространстве – воспитательной или образовательной среде; становление ребенка как личности происходит путем его последовательного самоосвобождения от прямого влияния окружающей среды и превращения в преобразователя как собственной личности, так и самой окружающей среды3. Взаимодействие с социумом необходимо на протяжении всего развития ребенка, которому транслируются соответствующие образцы поведения: естественно-культурные (через соответствие физического развития нормативным представлениям общества), социально-культурные (через соответствие морально-нравственной, познавательной и ценностно-смысловой сфер нормативным представлениям общества), социально-психические (соответствие уровня самосознания, самоопределения, самоутверждения и самореализации ребенка нормативным представлениям общества). Окружающая среда оказывает прямое воздействие на ребенка как в вербализированной форме агентами социализации (родители, сверстники), так и через психологические стереотипы (книги, кино, Интернет). Следует согласиться с мнением Д.И. Фельдштейна, что современные дети «воспитываются в двух различных по своей содержательной сущности мирах. Между ними необходим посредник, роль которого должно выполнить образование» [7]. Социально-педагогическое сопровождение способствует тому, что процесс социализации ребенка становится относительно направляемым и социально контролируемым, в чем проявляется связь с процессом воспитания. Проведенное исследование научно-методологической литературы и анализ практического опыта позволили нам установить наличие большого потенциала у социально-педагогического сопровождения социализации ребенка, чему способствует реализация следующих способов и методов:
Таким образом, на основе проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующее определение понятия «социально-педагогическое сопровождение»: социально-педагогическое сопровождение представляет собой такой процесс взаимодействия педагога и ребенка, при котором решение принимается самостоятельно ребенком на основе созданных педагогом условий для веры ребенка в собственные силы, реализации потребности ребенка в саморазвитии и социализации для поиска наиболее оптимального выхода из проблемных ситуаций, возникающих под воздействием на ребенка окружающей среды и общества. Наибольшим потенциалом в рамках социально-педагогического сопровождения, на наш взгляд, обладают такие способы и методы, как предоставление ребенку свободного выбора круга общения и вида деятельности; использование личностно-деятельностного подхода; создание условий для формирования ребенком собственной траектории развития, направленной на достижение успехов в социуме; признание за ребенком права самодетерминироваться, самореализовываться и самоактуализироваться; организация досуговой деятельности и дополнительного образования. Список используемых источников
|