Использование лэпбука в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с дошкольниками в условиях инклюзии. |
Педагогика | |||
Автор: Воробьёва Ольга Николаевна Григорьева Елена Владимировна | |||
18.06.2024 10:30 | |||
Использование лэпбука в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с дошкольниками в условиях инклюзии. Авторы: учитель-логопед высшей квалификационной категории Григорьева Елена Владимировна, педагог-психолог высшей квалификационной категории Воробьёва Ольга Николаевна. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, нам как специалистам, работающим с дошкольниками, приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционно-развивающей деятельности, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали образовательные, воспитательные и, конечно же, коррекционно-развивающие задачи. Специфика работы учителя-логопеда и педагога-психолога в том, что часто приходится работать с детьми, которые отказываются заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с дошкольниками является не расширение педагогических задач, а поиск новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой взаимодействия ребенка и взрослого, с рациональной эффективной организацией деятельности ребенка в предметно-развивающем пространстве, направленных на развитие личности в целом. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас практически каждый педагог образовательного учреждения. Результатом такого поиска в нашем случае стал «лэпбук».
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная бумажная книжка, или, как его еще называют, тематическая папка. Ещё одно название — самодельная интерактивая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, в которой собирается материал по какой-либо определенной теме. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и детей. В начале, лэпбук был для нас одной из форм организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательной и речевой активности, эмоциональной сферы и самостоятельности, взаимодействия с окружающим миром. Лэпбукидействительно помогают быстро и эффективно запоминать информацию и закреплять полученные знания в занимательно-игровой форме. В такой папке можно систематизировать и разместить много игр, в том числе, наглядного материала, для отработки или закрепления навыков, знаний у детей по определенной теме. Лэпбукмы используеми в индивидуальных занятиях с детьми дошкольного возраста, и во время групповой работы, и как форма взаимодействия с родителями. Лэпбук «Первый раз в первый класс» был взят за основу проведения викторины с будущими первоклассниками в рамках итогового мероприятия педагогического проекта «Скоро в школу». Выполняя задания, размещенные в кармашках лэпбука, дошколята уточняли знания о правилах поведения в школе, проигрывали ситуации, которые могут возникнуть в школе ( «Представь себе, что…: У тебя во время урока заболела голова. Ты потерялся в школе на перемене. Твой друг обижен на тебя.» и т.п.) вспоминали пословицы и поговорки о школе, составляли загадки-описания о школьных принадлежностях, рассматривали микро-букварь и микро-учебник математики. Последовательность заданий и игр дети выбирали сами, открывая один кармашек за другим. Лэпбукможет быть также итогом совместной проектной деятельности педагогов и детей. Так, например, презентация лэпбука «Добрые дела» была итоговым мероприятием педагогического проекта «Эстафета добрых дел». Дети старшего дошкольного возраста, после обсуждения темы, что такое добрые делаи изучения «Календаря добрых дел», принесённого педагогом-психологом, выбрали те мероприятия и дела, в которых они готовы были сами поучаствовать. Всё это нашло отражение в лэпбуке, который дошкольники оформили совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом во время коррекционно-развивающих занятий. Не заметно для детей педагоги решали коррекционно-развивающие задачи: развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, закрепление поставленных звуков, умение выразить свою мысль, озвучить план действий и т.п. Значимым же моментом в нашей работе стало создание лэпбука «Великая Отечественная Война». Родители добавляли в кармашек лэпбука истории и фотографии из семейных архивов, дети, используя прием обрывной аппликации «закамуфлировали» обложку будущего лэпбука, вырезали военную технику из разных журналов и разместили в соответствующем кармашке лэпбука. Мы, педагоги, тоже вложили в кармашки интересные материалы и задания по теме ( «Разрезные картинки», «Серия сюжетных картинок для составления рассказа «Собака-санитар», картинно-графические схемы для составления рассказов-описаний по теме «Военная техника», информация для родителей «Куда можно сходить с детьми в праздничные дни», «Что означает георгиевская ленточка и как её правильно носить»). Таким образом, получился «Лэпбук о Великой Отечественной Войне», как результаттворческого взаимодействия «педагоги-ребенок-родитель». Это стало отличной возможностью создать единое образовательное пространство между дошкольной организацией и родителями. Таким образом, используя в своей работе «лэпбук», у нас появилась возможность организации эффективного взаимодействия не только с детьми, но и с семьями воспитанников и сделать этот процесс интерактивным. Используемая литература.
|