Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая азбука»
Педагогика
Автор: Жданова Людмила Анатольевна   
19.06.2024 06:50

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая азбука»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая азбука»

Направленность: Социально-гуманитарная, Уровень: базовый, Возраст обучающихся: 5 — 6 лет, Срок реализации: 1 год (72 часа), Составитель (разработчик): Жданова Л.А., воспитатель п.г. т. Ерофей Павлович 2023 г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. 1.Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные финансисты» (далее Программа) соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

необходимостью правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни.

 

Скачать конспект

Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне. Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Программа опирается на современные требования модернизации системы образования и нормативные правовые акты, определяющие содержание Программы.

В основу разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая азбука»

(далее – Программа «Финансовая азбука») положены следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральный закон от 31. 07. 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее -273- ФЗ);
  2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30. 09. 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Концепцию развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 г. № 1726-р;
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 4. 3172-14);
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18. 11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  7. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Департамент образования и науки города Москвы);
  8. Устав МБОУ СОШ пгт Ерофей Павлович

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая азбука» направлена на развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Направленность программы: социально-гуманитарная. Программа основана на потенциале образовательного учреждения, реализуется в рамках учреждения, разработана на основе накопленного педагогического опыта и адаптируется в учреждении (на основе пополнения развивающей среды в группе, взаимодействия с родителями, экскурсий).

Программа реализуется с 2023 года.

Инновационная деятельность обоснована анализом педагогической работы, с учётом реализации интеграции образовательных областей:

  1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
  2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
  3. Познавательное — совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, а также выявление, развитие и поддержку одаренных обучающихся.

Процесс происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает новые педагогические технологии в проведение занятий – формы развивающего обучения.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Педагогическая целесообразность. Целесообразностью данной программы является то, что программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Отличительная особенность программы заключается в том, чтобы научить детей распоряжаться своими деньгами. Даже если наше состояние невелико, мы всегда можем научиться использовать его в своих интересах. Мы приумножаем наши деньги, правильно используя депозиты. Мы достигаем наших целей, соблюдая и планируя наш бюджет. Своих воспитанников мы учим считать, экономить и беречь свои деньги. Все полученные знания дошкольники применяют на практике виде разнообразных игр по финансовой грамотности. Детей учат, как планировать свой бюджет и как в игровой форме зарабатывать деньги из небольших денег. Путь к успеху начинается тогда, когда вы освоили знания финансовой грамотности из простых действий и привычек.

1. 2. Актуальность программы.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Чем раньше дети узнают о своей роли в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Основная задача формирования финансовой грамотности дошкольников, это чтобы дети поняли о роли труда в материальном благополучии человека, о бережливом отношении к вещам, к деньгам «Я- бережливый ребенок». Все это делает актуальной проблему формирования у детей дошкольного возраста элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, что способствует ранней позитивной социализации дошкольников в мир экономики и финансов.

1. 3. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.)
  • формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства
  • формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности
  • способствовать развитию памяти, речи, любознательности в процессе познавательно игровой деятельности
  • развивать мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  • воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности
  • воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере, начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

1. 4. Адресат программы «Финансовая азбука».

Данная программа рассчитана на воспитанников 5 – 6 лет. Набор в объединение осуществляется без отбора и проявления требований к наличию у них специальных умений. Состав группы является постоянным.

1. 5. Форма обучения и режим занятий

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Объем освоения программы.

Срок освоения программы: 1учебный год, и реализуется в объеме 72 часа.

Режим занятий и их продолжительность

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом, состав группы постоянный, по возрастному принципу.

2 раза в неделю по 1 учебных часа.

1. 6. Принципы построения программы и подходы к формированию

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • гармоничного восприятия экономической культуры;
  • экономической направленности в воспитании;
  • целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
  • единство воспитания, обучения и развития;
  • системность и последовательность;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • наглядность;
  • доступность;
  • активность.

В результате реализации программы «Финансовая азбука» необходимо обеспечить достижение воспитанников следующих личностных и метапредметных результатов:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей
  • уважать людей умеющих трудиться и зарабатывать деньги
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности
  • формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, поможет стать успешным и самостоятельным человеком
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемных ситуации и их решений
  • умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими обучающимися
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
  • владение диалогической речью, монологической контекстной речью

Программа предусматривает достижения предполагаемого результата и соответствует возрасту воспитанников и срокам реализации Программы.

1. 7. Характеристика возрастных особенностей детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром

оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок

«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное

моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1. 8.Планируемые результаты освоения программы

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
  • осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
  • осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
  • проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год