Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Cоздание развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями и учетом ФГОС ДО, для развития индивидуальности ребёнка дошкольника.
Педагогика
Автор: Храпунова Людмила Александровна   
17.06.2024 12:33

Cоздание развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями и учетом ФГОС ДО, для развития индивидуальности ребёнка дошкольника.Cоздание развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями и учетом ФГОС ДО, для развития индивидуальности ребёнка дошкольника.

Автор: Храпунова Людмила Александровна, старший воспитатель, МБДОУ Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида «Родничок», с.Ермаковское, Красноярский край.

Аннотация:

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно – пространственная среда. Наша цель создать развивающую образовательную среду, в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО, которая обеспечивает возможность педагогам развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

 

Скачать конспект

Концепция развития дошкольного образования в Красноярском крае на период 2022-2025 гг. предусматривает создание развивающей образовательной среды, способствующей индивидуализации развития детей. Предметно-пространственный компонент развивающей образовательной среды включает разнообразные функциональные пространства с современным оборудованием, разнообразными дидактическими и игровыми материалами, книгами, пособиями и пр., позволяющими детям осваивать содержание образования с учетом собственных потребностей, возможностей, интересов и инициатив.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Познавательное развитие

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитатели подобрали и разместили в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовили необходимое оборудование. С подгруппой дошкольников воспитатели проводят в природных уголках наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, картотеки, алгоритмы проведения опытов. На стендах дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

В уголках «Математики» представлен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запоминайка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, уникуб, «составь узор»; игры на составление целого из частей – сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны.

В специальных альбомах накапливается занимательный материал из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике.

Речевое развитие

«В пустых стенах ребенок не заговорит» — заметила в свое время Е. И. Тихеева.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень речевого развития детей. Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

Социально-коммуникативное развитие

В группах выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье" и т.д. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки обладают полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой, содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщая его к миру искусства и знакомству с народным художественным творчеством.

Уголки безопасности дорожного движения интересны в первую очередь мальчикам. Они оснащены необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служат напольные коврики с разметкой улиц и дорог

Работая в патриотических уголках, дети изучают семью, родной край, а это основа воспитания патриотизма. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о семье и родном крае. Оборудование уголков по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя: фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья», «Родословное древо», «Мой детский сад», «Где мы с мамами гуляем» и т. д.; Фотоальбомы о достопримечательностях села: «Природа родного края», «Промышленность нашего села», «Культурные центры нашего села» и т. д.; Фотоальбомы о столице нашей Родины, о природе России, о центральных городах России и их достопримечательностях, о разных странах и континентах и т. д.; Символика России (Флаг, герб, гимн), карта мира, глобус; Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)

На всех возрастных группах созданы мини-музеи по разным направленностям. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

1 младшая группа «Кукла-оберег»; 2 младшая группа «Ракушки» и «Кокольчики»; старшая группа компенсирующей направленности «Волшебные узоры»; разновозрастная группа «Забытые звуки прошлого»; подготовительная группа компенсирующей направленности «Истоки»

Художественно-эстетическое развитие

В наших театральных уголках размещаются ширмы, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагоги вместе с воспитанниками готовят костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Для центров искусства "Юный художник" отведены самые светлые, хорошо освещенные в группе места. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуются персональные выставки работ того или иного ребенка.

Строительные центры, достаточно мобильны. Практичность их состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

Музыкальные уголки способствуют поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеет оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.

Физическое развитие

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда.

В нашем детском саду она носит развивающий характер, разнообразна, динамична, трансформируема, полифункциональна.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей дошкольников, мы учли следующие факторы: 1) индивидуальные социально-психологические особенности детей; 2) особенности их эмоционально-личностного развития; 3) индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности; 4) особенности физического развития и здоровья детей.

В раздевалке групп находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Участки групп также являются частью развивающего пространства, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным.

Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений. 2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, возможность уединиться по желанию ребенка. 3. Реализацию образовательной программы ДОУ. 4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В процессе организации и создания развивающей предметно пространственной среды получены следующие результаты:

  1. Совершенствование образовательного процесса в ДОУ, посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.
  2. Благодарственные письма Управления образования за создание развивающей среды ДОУ, соответствующей ФГОС ДО» в номинации «Лучший летний участок», за мастерство идеи в номинации «Лучший зимний участок».
  3. Создана экологическая тропа с объектами 12 станций.
  4. В 2023 году как Победители приобрели игровое оборудование по краевой программе «По профилактике дорожно-транспортного травматизма».
  5. Создана метеостанция с необходимым оборудованием и представлена на районном уровне.
  6. Региональная инновационная площадка «Повышение качества дошкольного образования в ДОУ посредством создания образовательных платформ на основе модулей программы STEM-образование при реализации ФГОС ДО»
  7. Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота».

Мы должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Перспективным направлением данной работы является формирование инновационной инфраструктуры на уровне ДОО и муниципального образования посредством представления и обобщения опыта работы по РППС.

Список литературы:

  1. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / Дошкольное воспитание. – 1995. – № 4. – С. 16–20.
  2. Береснева, З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ / Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С.60–62.
  3. Волосовец, Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования (электронный ресурс).
  4. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации; авт. –сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство–пресс, 2007. – 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год