Cоздание развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями и учетом ФГОС ДО, для развития индивидуальности ребёнка дошкольника. |
Педагогика | |||
Автор: Храпунова Людмила Александровна | |||
17.06.2024 12:33 | |||
Cоздание развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями и учетом ФГОС ДО, для развития индивидуальности ребёнка дошкольника. Автор: Храпунова Людмила Александровна, старший воспитатель, МБДОУ Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида «Родничок», с.Ермаковское, Красноярский край. Аннотация: Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно – пространственная среда. Наша цель создать развивающую образовательную среду, в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО, которая обеспечивает возможность педагогам развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Концепция развития дошкольного образования в Красноярском крае на период 2022-2025 гг. предусматривает создание развивающей образовательной среды, способствующей индивидуализации развития детей. Предметно-пространственный компонент развивающей образовательной среды включает разнообразные функциональные пространства с современным оборудованием, разнообразными дидактическими и игровыми материалами, книгами, пособиями и пр., позволяющими детям осваивать содержание образования с учетом собственных потребностей, возможностей, интересов и инициатив. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Познавательное развитие Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитатели подобрали и разместили в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовили необходимое оборудование. С подгруппой дошкольников воспитатели проводят в природных уголках наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, картотеки, алгоритмы проведения опытов. На стендах дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. В уголках «Математики» представлен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запоминайка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, уникуб, «составь узор»; игры на составление целого из частей – сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны. В специальных альбомах накапливается занимательный материал из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике. Речевое развитие «В пустых стенах ребенок не заговорит» — заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень речевого развития детей. Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста. Социально-коммуникативное развитие В группах выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье" и т.д. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия. Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки обладают полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой, содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщая его к миру искусства и знакомству с народным художественным творчеством. Уголки безопасности дорожного движения интересны в первую очередь мальчикам. Они оснащены необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служат напольные коврики с разметкой улиц и дорог Работая в патриотических уголках, дети изучают семью, родной край, а это основа воспитания патриотизма. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о семье и родном крае. Оборудование уголков по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя: фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья», «Родословное древо», «Мой детский сад», «Где мы с мамами гуляем» и т. д.; Фотоальбомы о достопримечательностях села: «Природа родного края», «Промышленность нашего села», «Культурные центры нашего села» и т. д.; Фотоальбомы о столице нашей Родины, о природе России, о центральных городах России и их достопримечательностях, о разных странах и континентах и т. д.; Символика России (Флаг, герб, гимн), карта мира, глобус; Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) На всех возрастных группах созданы мини-музеи по разным направленностям. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 1 младшая группа «Кукла-оберег»; 2 младшая группа «Ракушки» и «Кокольчики»; старшая группа компенсирующей направленности «Волшебные узоры»; разновозрастная группа «Забытые звуки прошлого»; подготовительная группа компенсирующей направленности «Истоки» Художественно-эстетическое развитие В наших театральных уголках размещаются ширмы, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагоги вместе с воспитанниками готовят костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Для центров искусства "Юный художник" отведены самые светлые, хорошо освещенные в группе места. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуются персональные выставки работ того или иного ребенка. Строительные центры, достаточно мобильны. Практичность их состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Музыкальные уголки способствуют поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеет оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Физическое развитие Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. В нашем детском саду она носит развивающий характер, разнообразна, динамична, трансформируема, полифункциональна. При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей дошкольников, мы учли следующие факторы: 1) индивидуальные социально-психологические особенности детей; 2) особенности их эмоционально-личностного развития; 3) индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности; 4) особенности физического развития и здоровья детей. В раздевалке групп находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества. Участки групп также являются частью развивающего пространства, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным. Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает: 1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений. 2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, возможность уединиться по желанию ребенка. 3. Реализацию образовательной программы ДОУ. 4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. В процессе организации и создания развивающей предметно пространственной среды получены следующие результаты:
Мы должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами. Перспективным направлением данной работы является формирование инновационной инфраструктуры на уровне ДОО и муниципального образования посредством представления и обобщения опыта работы по РППС. Список литературы:
|