Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Тихонова Светлана Васильевна Алещенкова Наталья Владимировна Козлова Лариса Петровна | |||
17.06.2024 11:09 | |||
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он усваивает умение любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье. Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В соответствии с ФГОС детский сад обязан: -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; Таким образом, главной задачей детского сада является «повернуться лицом к семье», заинтересовать родителей, оказать им помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ положены принципы, позволяющие добиться положительных результатов: -Принцип преемственности, согласованных действий. -Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО. -Принцип открытости. -Принцип индивидуального подхода к каждой семье. -Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. -Принцип обратной связи. Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Перестраивать что — либо нелегко, приходится ломать сложившиеся стереотипы, искать новые формы, наполнять их актуальным содержанием, преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Надо помнить, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. (Семья и детский сад) Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Но каждый из нас сталкивается с вопросами:
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка. В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в разных направлениях:
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Свою работу мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы. Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются: 1. Коллективные. 2. Индивидуальные. 3. Наглядно – информационные. 4. Информационно-коммуникативные. Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, умением стать профессиональным помощником в семье. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.
|