Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития |
Педагогика | |||
Автор: Бирюкова Евгения Алексеевна | |||
04.06.2024 16:09 | |||
Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития Аннотация В магистерской диссертации рассматривается игровая деятельность так, как она является средством формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития. У дошкольников старшей дошкольной группы оказываются слабыми коммуникативные навыки. Если вовремя не обратить внимание на проблему и не заняться с ребёнком коррекционной работой, то к концу дошкольного периода у дошкольника с задержкой психического развития, коммуникативные навыки будут не сформированы, и – это будет препятствовать переходу ребёнка с задержкой психического развития к учебной деятельности в будущем.
В диссертационной работе рассматриваются особенности игровой деятельности и их влияние на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития, показаны этапы работы по развитию коммуникативных навыков с помощью игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития, подобраны игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков. Составлены для педагогов рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью игровой деятельности. Для изучения особенностей игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития, была проанализирована специальная научная литература В.И. Лубовский, В. В. Лебидинский, О.С. Никольская, Я.Л. Коломинский, Л. И. Божович,Л. И. Галигузова, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Е. С. Слепович, Е. Е. Дмитриева, Л. Н. Блинова, М. А. Касицына, Е. А. Панько, С. А. Игумнова, Л.С. Маркова, Г. В. Фадина, У.В. Ульенкова. Введение Актуальность темы исследования Игра – главная деятельность ребёнка в дошкольный период. Она занимает важное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, как ведущий вид деятельности дошкольников [5]. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в группах детского сада, отмечаются проблемы с коммуникативными навыками. У таких детей наблюдается выраженная плохая игровая мотивация [17]. Дети с задержкой психического развития не пытаются играть со сверстниками, они не могут придумать план игры и предложить поиграть. Дети не играют, а просто повторяют механически за взрослым или сверстником действия [17]. Процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития, очень важен для развития ребёнка с задержкой психического развития так, как несформированность данных навыков повлияет на качество обучения и общения ребёнка в будущем и на процесс его всецелого развития личности [24]. Коммуникативной деятельности уделено особое внимание в формировании ребёнка дошкольного возраста с задержкой психического развития. Благодаря этим навыкам, ребёнком может спокойно взаимодействовать с окружающим миром, общаться со сверстниками и взрослыми. Тем самым осуществляется полноценное развитие личности дошкольника [24]. Являясь ребёнком дошкольного возраста, ребёнку удаётся овладеть ситуативно-личностной, ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной формой общения. Происходит переход к внеситуативно-личностной (М. И. Лисина) [35]. Можно сказать, что происходит развитие и формирование разных форм общения. Дети развивают коммуникативные навыки такие, как инициатива, чуткость в общении, активная речь, использование и выбор просоциальных действий, экспрессивно-мимические средства [45]. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в формировании этих навыков. Это характеризуется тем, что мотивационно-потребностныесферы незрелы у детей с задержкой психического развития, ребёнок обращается к взрослому только с просьбой о помощи. [49]. Дети с задержкой психического развития отличаются от сверстников низким и несформированным уровнем развития общения. Им трудно установить личностные контакты со сверстниками или взрослыми. Процесс становления общения будет проходить медленно. Становление общения с взрослыми или сверстниками имеет продолжительное время. Это говорит о низкой зрелости коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми [50]. Е.С. Слепович отмечает: "У дошкольников с задержкой психического развития уровень общения низок в отличии от сверстников с нормальным развитием" [58]. Формирование коммуникативных навыков и общение детей в дошкольном возрасте, изучалось Формирование коммуникативных навыков и общение детей в дошкольном возрасте, изучалось В.И. Лубовским, В.В. Лебидинским, О.С. Никольской, Я.Л. Коломинским, Л.И. Божович, Л.И. Галигузовой, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Е.С. Слепович, Е.Е. Дмитриевой, Л.Н. Блиновой, М.А. Касицыной, Е.А. Панько, С.А. Игумновой, Л.С. Марковой, Г.В. Фадиной, У.В. Ульенковой [11]. Авторы обращают внимание на то, что плохие коммуникативные навыки, отмечены тем, что дошкольник с задержкой психического развития не хочет и не может общаться со сверстниками и взрослыми, избегает контактов с ними, тем самым не может установить нормальных отношений, нет навыков культуры поведения и общения с окружающими [11]. У старших дошкольников с задержкой психического развития с нарушением коммуникативных навыков, отмечается состояние – психологической изоляции. Возникает чувство тревоги, напряжённости, неуверенности, подавленности и агрессивности [1]. Для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, строится коррекционная работа по типу совместных игр: с разными материалами, релаксационные, подвижные [33]. Наличие игровых действий, применяемых на коррекционных занятиях, делает процесс формирования коммуникативных навыков-эффективным для дошкольников с задержкой психического развития [10]. Цель исследования: выявить посредством анализа психолого-педагогической литературы возможности использования игровой деятельности для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития. Объект исследования: развитие коммуникативной сферы детей с ЗПР. Предмет исследования: психолого-педагогический опыт формирования коммуникативных навыков у детей с ЗПР посредством игры. Задачи исследования:
Гипотеза исследования: Основная гипотеза: в игровой деятельности создаются наиболее эффективные условия для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР Частная гипотеза: Развивающий потенциал, игр с правилами и сюжетных игр при формировании коммуникативных навыков у детей с ЗПР различен Теоретические и методологические исследования:
Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников Анализ педагогического опыта Глава 1. Особенности развития детей с задержкой психического развития. 1. 1. Характеристика детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это синдромотставания в развитии психических процессов в целом или её отдельных функций. Характеризуется замедлением скорости психических процессов. Интеллектуальной недостаточностью, незрелость мышления. Преобладание игровой деятельности над учебной. Быстрой интеллектуальной истощаемости и усталости [40]. Изучение особенностей умственной деятельности детей с задержкой психического развития, показало, трудность выполнения детьми логических и мыслительных операций [60]. Причинами появления задержки психического развития занимались в своих трудах М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени. Они разделены на две группы: 1)биологические 2) социально-психологические [64] Причины биологического характера: - патологии беременности - родовые травмы - соматические заболевания - мозговые травмы Причины социально-психологического характера: - воспитание в изоляции - неправильные условия воспитания ребёнка в семье - дефицит деятельностной потребности [57] Совокупность биологических и социальных причин – является причиной задержки психического развития [65]. Бывают две главные формы задержки психического развития: Инфантилизм — нарушение скорости созревания мозговых структур Инфантилизм бывает гармоничным и дисгармоничным. [65]. Астения – резкое и сильное ослабление соматического и неврологического характера, характеризуется нарушениями центральной нервной системы[26]. Классификация К.С. Лебединской опирается на классификацию Т.А. Власовой и М.С. Певзнер по задержки психического развития [17]. Визуально-образное мышление, у детей с задержкой психического развития, несформированно больше всего. Наглядно-образное мышление представлено – недостаточностью образов и представлений. Сформулированные устно задачи, связанные с ситуациями, которые близки ребёнку с задержкой психического развития, решаются им очень легко [60]. Очень простые задачи, которые отсутствовали в жизни, и в опыте ребёнка, решаются с большим трудом [41]. У детей с задержкой психического развития, речь имеет свои особенности. Дошкольники с задержкой психического развития имеют очень бедный словарный запас, понятия не точны [58]. - Задержка психического развития конституционального характера (незрелые лобные отделы головного мозга). В эту группу входят дети с чертами младшего возраста. У этих детей преобладает игровой процесс. Учебный процесс стоит на месте. [50]. - Задержка психического развития соматогенного происхождения (после перенесённого заболевания). В эту группу входят дети с астенией, обусловленной низкой выносливостью, истощаемостью, вялостью, неустойчивым настроением [50]. - Задержка психического развития психогенного характера (неблагоприятные условия в семье, негативные условия воспитания) [50]. - Задержка психического развития церебрально-астенического происхождения (мозговая дисфункция). В эту группу входят дети с различной патологией мозговых отделов. Для этой патологии характерны: истощаемость нервной системы. Высокая психомоторная возбудимость, нарушение настроения, общая слабость, снижение аппетита [50]. Клинико-психологическая картина каждого варианта задержки психического развития имеет незрелость интеллектуальной и эмоциональной функции [64]. У задержки психического развития одним из показателей является отставание в интеллектуальных способностях, она не соответствует возрасту ребёнка. Также наблюдается задержка эмоционально-волевой сферы [74]. Конституциональная задержка психического развития – характеризуется патологией – нарушенных лобных отделов головного мозга. [26]. У таких детей наблюдается игровая деятельность, которая преобладает над учебной деятельностью. Поведение у таких детей, соответствует более младшему возрасту [51]. Задержка психического развития соматогенного происхождения является причиной перенесённых ребёнком заболеваний [51]. У таких детей характерны истощаемость, ослабленность организма, вспышки агрессии и перепады настроения [17]. Причиной задержки психического развития психогенного происхождения характерно неблагоприятный климат в семье, неправильное воспитание ребёнка в семье [55]. Церебрально-астеническая задержка психического развития характеризуется мозговыми дисфункциями, высокой возбудимостью, истощением нервной системы и усталостью организма [17]. Клинико-психологическая картина задержки психического развития сочетает незрелость эмоциональной и интеллектуальных способностей [17]. Особое отставание в развитии замечено в мыслительной сфере. У детей с задержкой психического развития отмечаются: плохая память, дети не могут запоминать. Дети не способны решать поставленные задачи, связанные с мыслительной деятельностью [50]. Дети с задержкой психического развития не могут приспособиться к среде, в которой они прибывают, что приводит к нарушению психического состояния, и нарушение эмоционального состояния. Дети с задержкой психического развития не умеют выражать правильно свои чувства, они не способны к эмпатии, они не просят о помощи [55]. У детей с задержкой психического развития, общение имеет бедный характер, так, как коммуникативные навыки не развиты из-за данного синдрома [32]. Общение детей с задержкой психического развития имеет скудный характер, в основном деловой, а личный вид общения — в редком случае [32]. У детей с задержкой психического развития характерно отсутствие общения со сверстниками и взрослыми. Дети предпочитают быть сами с собой [37]. В коммуникативной сфере со сверстниками, у детей с задержкой психического развития, познавательных способностей – нет [23]. Анализ, касающийся дисфункций и патологий развития детей, надо начинать с причин этих отклонений. Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития характерно отсутствие игрового поведения со сверстниками и отсутствие эмоционального контакта – отмечает Е.В. Локтева [51]. Анализ исследований отечественных учёных говорит, о том, что возникновение задержки психического развития имеет много факторов и причин [53]. С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях отмечал, что коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, способствующие взаимодействию ребёнка со сверстниками и взрослыми, и формирование необходимых навыков [53]. Характерным отличием во взаимоотношениях детей дошкольного возраста с задержкой психического развития – это отсутствие дружеских взаимоотношений с другими детьми [65]. У детей с задержкой психического развития отмечается агрессия, эмоциональная лабильность, трудность общения в коллективе и во время игр. Дети нервны, неуверенны в себе, испытывают чувство страха, что говорит о необходимости коррекционной педагогической помощи [74]. За многие годы изучения воздействия общения на развитие ребёнка, было выявлено, что общение со сверстниками и взрослыми, способствует формированию мыслительных функций, эмоциональной устойчивости, речевые навыки [55]. В детской психологии, изучение отношений ребёнка с задержкой психического развития с другими людьми, всегда была одной из интересных разделов и привлекало внимание учёных в исследовании [13]. Специалисты, посвятившие свои труды в рассмотрении и изучении данной проблемы, можно отметить: М.И. Лисину, Л.И. Божович, Т.А. Репину. Р.Б. Стеркину, Е.О. Смирнову, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Я.Л. Коломинский, Л.И. Галигузова, Е.С. Слепович, Е.Е. Дмитриева, Л.Н. Блинова, М.А. Касицына, Е.А. Панько, С.А. Игумнова, Л.С. Маркова, Г.В. Фадина, У.В. Ульенкова[32]. Т.А. Репина и Р.Б. Стеркина пришли к выводу, что формирование коммуникативных навыков возникает благодаря эмоционально-положительному отношению взрослого к ребёнку [42]. В возрасте пяти-семи лет, у детей формируются навыки общения. Ребёнок получает опыт в взаимоотношениях с окружающими [64]. В детском возрасте ребёнок старается самоутвердиться и проявить себя в различных сферах деятельности. Поэтому дети стараются вступать в коллективное и групповое общение в детском саду и вне его [63]. Дети в возрасте пяти-семи лет замкнуты либо на себе, либо на сверстниках, так считает в своей работе М.И. Лисина [72]. Другой автор, В.С. Мухина, говорит о том, что в дошкольном возрасте, особое внимание надо обратить на эмоциональное развитие, которое и контролирует поведение и общение дошкольника [17]. Я.Л. Коломинский утверждал, что дети, воспитываемые в разных семьях, с разным воспитанием – имеют отличия в поведении [35]. Дети, воспитываемые в благополучных условиях больше всего тянуться к социуму и предпочитают быть в коллективе. Они стараются быть всегда в коллективе и иметь важный статус для сверстников [35]. Дети из неблагополучных условий воспитания, опираются только на своих сверстников и им во всём уступают. Если есть угроза неблагополучных отношений в коллективе, такие дети очень остро реагируют на негативные взаимоотношения и могут совсем разорвать отношения с группой сверстников или с одним из сверстников [38]. У дошкольников разный эмоциональный фон в коллективе, сопровождается состоянием тревоги, нервозности и психологического дискомфорта [40]. Я.Л. Коломинский отмечает, что ребёнок с задержкой психического развития, в коллективе воспринимается негативно и легко может быть отвергнут своими сверстниками с нормальным развитием [55]. Можно сделать вывод, что из разных видов общения старших дошкольников с задержкой психического развития, находится группа детей, к которым ребёнок с задержкой психического развития тянется, прислушивается к их мнениям и считает их правильными и главными [37]. Анализ групповых отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в детском саду, показывает, что главным вопросом является структура и содержание взаимоотношений [51]. По мнению авторов Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, Л.Н. Гилигузовой, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, в группах детского сада выделяют следующие виды отношений [19]:
Взрослый контролирует процесс поведения и общения детей и может давать оценку в ходе совместной групповой деятельности. Функционально-ролевые отношения между детьми не контролируются взрослым, и они самостоятельны, когда дети ведут игровую деятельность друг с другом [29]. Автор Д.Б. Эльконин отмечает, что в игре – как в совместной деятельности детей, существуют два типа отношений между ними:
Первый вариант игровых отношений – характерен для общения детей внутри игры. Когда идёт сюжет игры, и дети выполняют свои роли [54]. Второй вариант игровых отношений – когда дети обсуждают замысел, сюжет, роли в игре, то есть процесс общения детей идёт вокруг игры [72]. Психологическое общение детей происходит в плане самостоятельного олицетворения выбора роли ребёнком без помощи [58]. Второй вариант отношений играет важную роль в отношениях детей. Он предотвращает развитие конфликтов, регулирует их поведение. У детей нет разногласий: Во что играть? Как играть? Какие роли исполнять? Благодаря таким отношениям в игровой деятельности ребёнок контролирует своё поведение. При этом не теряя свой статус в отношениях с партнёром [61]. Делая акцент, что эмоционально-оценочные отношения детей – это регуляторы появления у детей конфликтов в игре, Д.Б. Эльконин – выдвинул идею, что есть взаимосвязь игры и межличностных отношений детей [38]. Могут возникнуть требования справедливости во взаимоотношениях детей в игре. Распределение главных ролей, соблюдение очереди, правил в игре, которые дети должны строго соблюдать [63]. Анализируя игровую деятельность и план совместной игры детей в группе детского сада, можно рассмотреть личностно-смысловые отношения. Личностно-смысловые отношения – это отношения детей в группе, при которых действия одного ребёнка имеют большое значение и смысл для других детей [10]. Дети, участвующие в общем занятии, могут переживать за заинтересованности и ценности участников. Это регулирует и предотвращает психологический дискомфорт, вызванный различными неблагоприятными факторами [11]. Личностно-смысловые взгляды ярко обнаруживаются в тех случаях, когда дети во отношениях с окружающими принимают на себя главную роль которой они следуют [13]. При изменении социального статуса в коллективе, ребёнок берёт ответственность за других участников группы [15]. Дети, участвующие в совместной деятельности, могут переживать за интересы и ценности участников. Такая игра умело сглаживает психологический дискомфорт, вызываемый разными статусами детей [11]. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей [13]. Таким образом, когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на себя ответственность за благополучие других детей, тогда четко проступают его личностно-смысловые отношения с ними (Д. Б. Эльконин) [15]. Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что для успешного развития дошкольника, необходима коммуникация с ним со стороны взрослых – с родителями и со своими сверстниками [24]. Для благополучного развития личности ребёнка, необходимо общение с ним так, как именно общение ведёт к равноправным отношениям, пониманию друг друга и позволяет найти себе партнёра с игровой деятельности [24]. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеются нарушения общения со взрослыми и с ровесниками, тем самым страдает развитие ребёнка — как личности, отмечает Е.О. Смирнова [36]. Причиной этому является – несформированность и задержка развития эмоциональных структур психики. Проявляющаяся страхами, агрессивностью, негативностью [37]. На это указывают психологи: Л.С. Мухина, А.И. Захарова, Д.Б. Эльконин [55]. Дети, имеющие недоразвитие речи, и проблемы в общении со сверстниками, имеют ряд характерных черт: они замкнуты, необщительны, озлобленны [74]. Формирование коммуникативных навыков –важный вопрос, относящийся именно к детям с задержкой психического развития так, как у детей имеется недоразвитие речи[49]. Приёмы коммуникации зависят от возрастных особенностей. У дошкольников коммуникация сильно отличается от взрослых людей. Дети при общении импульсивны, используют невербальные средства коммуникации. У них преобладает эмоциональная сторона[14]. С возрастом эти характерные черты исчезают и приобретает чёткие черты общения. Оно становится чётким, вербальным, развивается обратная связь. Дети способны к эмоциональному общению [13]. Несформированные навыки коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приводят к конфликтам, отсутствием сотрудничества [24]. Дети с задержкой психического развития пользуются невербальным языком-жесты, мимика, взгляды. Такой вид общения характерен для детей младшего возраста [13]. Игра – является важным и значимым видом деятельности. Она и формирует у ребёнка коммуникативные навыки-которые важны для нормального эмоционального и психологического развития [20]. Для формирования игровой деятельности и коммуникативных навыков, необходима коррекционная работа с детьми, имеющих эти недостатки развития навыков [29]. От общения с окружающими, ребёнок формирует благоприятные впечатления, особенно когда общение возникает в игровой деятельности. Чем разнообразнее будет игровая деятельность детей, тем лучше будет его развитие в творческом плане [10]. Отношения между людьми развиваются ещё в дошкольном возрасте. Авторы, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин исследуя взаимоотношения между детьми, пришли к выводу, что ребёнок находится в социуме с момента рождения и по мере взросления вступает в отношения [35]. Формирование необходимых навыков начинается в дошкольном возрасте. Коммуникативные навыки закладываются ещё в раннем детстве при взаимодействии малыша с родителями. Общение и контактирование между людьми позволяет установить контакт в совместном деле и понять психологию собеседника-это всё и есть коммуникативная деятельность [39]. Точка зрения о том, что общение – можно рассматривать, как коммуникативную деятельность, рассматривается в работах таких авторов как: А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Д.Б. Эльконина [37]. Коммуникативные навыки у детей с задержкой психического развития находятся на очень низком уровне и практически не развиты [24]. Несмотря на низкие показатели в общении у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, речевые навыки можно развить от низкой к высокой степени [32]. У детей с задержкой психического развития коммуникативные навыки имеют характерные особенности в отличии от их сверстников [11]. Для детей с задержкой психического развития характерен эпизодический характер общения со сверстниками. Дети в основном играют в одиночестве. [13]. У дошкольников с задержкой психического развития, сюжетно-ролевая игра – одиночная. Общение в игре не возникает [30], [31]. Таким образом, для старших дошкольников с задержкой психического развития, для коммуникативных навыков характерно: бедная речь, бедный словарный запас, отсутствие выстраивание диалогов, отсутствие общения, отсутствие взаимоотношений детей [65].
|