ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПООЩРЕНИЮ И НАКАЗАНИЮ |
Педагогика | |||
Автор: Ничик Светлана Анатольевна | |||
05.06.2024 20:23 | |||
ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПООЩРЕНИЮ И НАКАЗАНИЮ Ничик С.А. Магистрант 2 года обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация Актуальность. В сфере воспитания и дисциплины современных детей стратегии за прошедшие годы значительно изменились. От карательных мер к более конструктивным подходам этот путь оказался преобразующим. По мере того, как понимание детской психологии и человеческого поведения расширялось, рос и подход к воспитанию детей. В современную эпоху наблюдается всплеск инновационных стратегий воспитания, которые отдают приоритет пониманию и развитию, а не наказанию. В старшем дошкольном возрасте особенно важно корректно применять данные методы. Дошкольный период – важный этап становления личности, происходит изменение отношения не только ребенка к окружающей действительности, но и отношение к нему взрослого (т. е. изменяется социальная ситуация развития) – взрослый начинает предъявлять иные требования к поведению ребенка, иные способы воздействия на ребенка. Данных об отношении современных родителей к методам поощрения и наказания – нет, ввиду этого тема остается малоизученной, что и определяет актуальность исследования.
Цель: выявить отношения современных родителей старших дошкольников к поощрению и наказанию. Материалы и методы: в качестве материала исследования были использованы результаты опроса современных родителей. Всего в исследовании приняли участие 60 родителей в возрасте от 25 до 45 лет. Методы: авторский опросник для родителей, а также для обработки полученных результатов применялись методы качественного и количественного анализа. Результаты: в ходе исследования нам удалось сформировать следующие выводы: - Большинство родителей часто поощряют своих детей (56. 7%), в то время как большинство родителей также иногда или редко наказывают своих детей (47% и 52%). - Современные родители (51, 7%) склонны использовать поощрения, но с оговорками, в то же время 43, 3% абсолютно поддерживают данный метод. - У большей части опрошенных у детей не наблюдаются нарушения в развитии (55%), в то же время у 38, 3% опрошенных у детей отмечаются нарушения. Таким образом можно сказать, что современные родители старших дошкольников в основном предпочитают использовать поощрения в воспитании, при этом они стремятся объяснять причины наказаний и поощрений детям. В отношении гипотезы исследования, которая состоит в том, что отношение современных родителей старших дошкольников к поощрению и наказанию зависит от особенностей детского развития, были получены следующие результаты: - Родители, у которых дети имеют нарушения в развитии, чаще используют наказания (30%) воспитании. - Родители, утверждающие, что у их детей нет нарушений в развитии, предпочитают использовать поощрения (85%) в воспитании, в то время как наказания (15%) используются реже. - Большинство родителей (45%) считают поощрение наиболее эффективным для умственного развития ребенка, что может быть связано с особенностями детского развития. Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что отношение современных родителей к поощрению и наказанию зависит от особенностей детского развития. Современные родители адаптируют свои методы воспитания в зависимости от потребностей и особенностей своих детей, что подчеркивает важность индивидуального подхода к воспитанию и развитию каждого ребенка. Литература
|