Рекомендации для родителей «Навыки самообслуживания детей раннего возраста». |
Педагогика | |||
Автор: Трифонова Нина Анатольевна | |||
03.06.2024 17:53 | |||
Рекомендации для родителей «Навыки самообслуживания детей раннего возраста». Педагоги повсеместно отмечают тенденцию запоздалого развития навыков самообслуживания у детей. Многие родители уже сейчас могут похвастаться тем, что их ребенок в 3 года знает цифры, буквы и алфавит. Но немногие могут похвастаться тем, что ребенок самостоятельно одевается, раздевается, застегивает пуговицы на кофте, может сам себе налить воды в стакан и убрать за собой посуду со стола. Как правило, родители полагаются на воспитателей детского сада в обучении детей навыкам самообслуживания. Вот пойдет в детский сад, и глядя на других ребят, быстренько всему научиться, ну и воспитатели обязательно научат. Но есть навыки которые стоит освоить до посещения детского сада, потому что:
Самостоятельность-это важная часть развития личности ребёнка. Навыки самообслуживания формируют самооценку у ребёнка, уверенность в себе, умение гордиться собой, достигать целей и успеха.
Заметьте, период «Я сам» начинается в 2 года, а не в 4. У малыша появляется желание и готовность всё делать самостоятельно. И самое сложное, для родителей в этот период сохранять гигантское спокойствие, терпение и самообладание, чтобы создать ребёнку условия для освоения навыкови умений, не препятствовать, не мешать, не спешить, не ругать, не вмешиваться в процессы, а терпеливо ждать, и если нужно, помочь ребёнку учиться тому, что ему пока сложно даётся. Кнавыкамсамообслуживанияотносятся:
Ребенок от природы очень активен и активные действия радуют его. Он рано стремится сам одеваться, хочет самостоятельно есть, не умея еще как следует поднести ложку ко рту. Предоставляя ему возможность самостоятельно действовать, мы способствуем развитию его движений и воспитываем у него самостоятельность и зачатки трудовых навыков. Основная деятельность маленьких детей — игра. Научить детейодеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно не так просто. Необходимо учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правиладействия и их последовательность. В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть). Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать: «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т.п. Начинайте обучение с любимой еды ребенка. При этом важно, чтобы он «нагулял аппетит» и хотел есть. Кушайте вместе. Если ребенок увидит пример, он невольно начнет подражать. Учите ребенка правильно держать ложку и пить из кружки в игровой форме. Предложите покормить/попоить куклу или плюшевого медвежонка. Учите ребенка самостоятельно кушать и пить из кружки. Помогайте ребенку кушать, пока он учится. Вкладывайте ложку в руку ребенка и придерживайте своей. Приучайте его быть аккуратным за столом, вытираться салфетками. Объясните, что посуда – не игрушки, а еда – не развлечение. Ребёнка нужно похвалить, поощритьза удачные действия, быстроту, аккуратность, помощь другому ребенку: «Молодец, быстро разулся», «Как ты, Людочка, хорошо сложила все на стульчике». Научите ребенка включать воду, пользоваться мылом и полотенцем. Сопровождайте процесс обучения играми, потешками, поучительными стихами и песнями. Покажите, как закатывать длинные рукава перед мытьем рук. Формируйте у ребенка привычку мыть руки после прогулки и перед каждымприемом пищи и обязательно хвалите, когда он это делает. Приучите ребенка к горшку. Он должен вовремя проситься на него. Формируйте гигиенические навыки. Обучайте в игровой форме: используйте игры и упражнения с одеванием. Выбирайте одежду и обувь, которые ребенку легко снять и надеть. Проговаривайте последовательность действий, чтобы ребенок запомнил, как правильно надевать вещи. Научите его правильно снимать одежду, чтобы потом не выворачивать ее. Отведите на самостоятельное одевание ребенка в три раза больше времени, чем тратите на его одевание вы. Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Учите самостоятельно раздеваться и одеваться Формируя навыки самообслуживания, нужно воспитывать и бережное отношение к вещам. Нужно учить самостоятельности детейиспользуя такие приемы, как показ с пояснением. Обедая за одним столом с детьми, показывать, как правильно есть, как держать ложку, предлагать взять ложку так, как это делает взрослый. Использовать игровые действий. Основным приемом формирования навыков является показ выполнения каждого действия и их последовательности. «Посмотри малыш, как я буду вытирать руки. Я сначала возьму полотенце…», — говорит родитель и сопровождает свои действия пояснениями. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Не нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить ребенку, что и как делать. Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно». Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для него сложна для исполнения ребенок выполняет вместе со взрослым, вникая в объяснение, а потом он сам начинает выполнять отдельные действия. И далее делает работу полностью сам, хотя и под контролем взрослого. Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность. Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «проситься в туалет» в то время, когда ребенок идет в детский сад. Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания. В 3 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:
Когда дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они себя чувствуют равноправными членами детского коллектива. Через самообслуживание дети устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним. Самообслуживание является основным видом труда ребёнка раннего возраста. Самостоятельно одеваться, умываться, есть развивает у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. В процессе самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
|