«Формирование творческого потенциала у малышей» |
Педагогика | |||
Автор: Березина Ольга Витальевна | |||
21.05.2024 19:47 | |||
«Формирование творческого потенциала у малышей» Творческое начало есть в каждом ребёнке, в каждом малыше. Очень важно помочь ребятишкам раскрыть в себе это творческое начало. Казалось бы, чему можно научить малышей ясельного возраста — пользоваться горшком, правильно держать ложку, играть с игрушками. На этом можно успокоиться и работать дальше. Но нет, мне всегда хочется дать детям намного больше — воспитать интерес к книгам, к музыке, к театру, раскрыть их творческие способности. Начинаю с малого — учу рассматривать картинки в книжках. Во время адаптации это отвлекает малышей от горестных мыслей и страданий. С первого взгляда понимаю, кому это интересно, а кому не очень. Некоторые малыши совершенно не знают, что делать с книгой, другие начинают мять, бросать на пол. Сразу делаю для себя заметку о рекомендациях и советах родителям. Очень радует, что есть малыши, которые всё-таки знакомы с книгой. Ведь книга для ребёнка — это прежде всего источник познания. Рассматривание картинок становится как бы ежедневной зарядкой для пальчиков, глаз и восприятия. Постепенно, у малышей появляется интерес к книгам, бережное отношение. Они уже не рвут, не бросают на пол, переворачивают страницы, рассматривая иллюстации, стараются аккуратно поставить на книжную полку.
Работаю дальше, пытаюсь заинтересовать детей сказкой, а сделать это не так просто. Для начала показываю настольный театр. Малыши сразу успокаиваются, затаив дыхание, слушают сказку. Обязательно повторяю название, имена всех героев. С каждым днём интерес только возрастает, дети сами просят показать ту или иную сказку, что меня очень радует. Постепенно перехожу к чтению стихов. В группе есть замечательная книга А.Барто «Игрушки» с большими цветными картинками. Читаю стихи медленно, выразительно, проговаривая каждое слово, показывая картинки, обязательно озвучиваю название. Спустя небольшое время, говорящие детки начинают помогать мне, повторяют слова и даже строчки стихов. Следующий этап-приступаю к рассказыванию сказок по иллюстрациям: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». Ребятишкам интересно слушать и рассматривать картинки. Постепенно перехожу к чтению книг. Малышам сложно сосредоточиться и долго удерживать внимание, поэтому сначала использую панорамные книги с двигающимися картинками. Ребятишки с большим интересом слушают сказки, наблюдая за движениями героев. Отмечаю для себя, как малыши меняются. Ещё вчера они не могли просто перелистывать страницы книг, а сегодня с большим вниманием слушают сказки. Постепенно перехожу на более сложные произведения С.Маршака «Сказка о глупом мышонке», К.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит». Хоть ребятишки и маленькие, всегда называю автора произведения, чтобы с раннего детства имена писателей и поэтов были у детей на слуху. Читаю с интонациями, меняя голоса. Абсолютная тишина, два десятка глаз смотрят на меня и внимают каждое слово... Дочитываю произведение до конца и слышу детский голос: «Почитайте ещё...» Улыбаюсь, прочитываю ещё небольшую сказку и предлагаю спеть песенки. Пение песен про птиц и животных всегда сопровождаю действиями — либо движениями рук, либо игрушкой. Детки с удовольствием включаются, повторяют движения. Песенки про корову, котёнка, собаку, петушка, курочку и цыплят вызывают у малышей радостные эмоции. Постепенно, многие запоминают слова и начинают подпевать. Предлагаю детям разучивать танцы, всегда слышу радостное согласие. Стоит только предложить, все с радостью бегут к музыкальному центру. Хороводные и подвижные игры тоже вызывают у детей огромную радость. Учимся водить хоровод с первых дней. Сначала многие детки не хотят даже стоять рядом, не то что взять кого-то за руку. Не могут сидеть рядом на стульчиках во время игры, боятся или обижают друг друга. К счастью, всё это длится недолго, и малыши начинают доверять нам и друг другу. Любимой игрой становится «Колпачок». Ведём хоровод и дружно поём песенку: «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки, мы тебя поставили, танцевать заставили, танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь». В центре хоровода танцует ведущий в красном колпачке. Останавливаемся, ведущий выбирает кого-нибудь из хоровода и кружится с ним, а все дети хлопают в ладоши и напевают песенку: «Калинка-малинка, калинка моя, в саду ягода калинка-малинка моя!» Игры «Пёс Барбос», «Колечки», «Солнышко и дождик», «Мыши водят хоровод», «У медведя во бору», «Чудесный мешочек» тоже очень нравятся малышам. Пробуем играть в дидактические спортивные игры «Собери кубики в обруч», «Собери цветочек». Дети включаются в игры с большим творческим азартом. Осознавая, как меняются дети, какими они становятся, каждый раз радуюсь и получаю большое удовлетворение от своей работы. Во второй половине учебного года, после зимних каникул, начинаю заниматься с детьми театрализованной деятельностью. Благодаря родителям, в группе для этого есть всё необходимое — сказочный домик, сундучок с костюмами и масками. Драматизируем русские народные сказки. Детям очень нравится наряжаться в сказочных героев, вживаться в роль. Даже быть просто зрителями для них тоже в радость. Желающих участвовать в инсценировке сказок всегда много, малыши не стесняются того, что плохо говорят или вообще не говорят. Интересно абсолютно всем! Театр кукол «Би-бо-бо» тоже очень любим детьми. Сказочные кукольные герои вдруг оживают в руках ребятишек, разговаривают или даже просто молчат, но изображают повадки и движения героев. С огромным удовольствием ребята показывают сказочные постановки, аплодируют друг другу. На моих глазах дети раскрываются, становятся эмоционально отзывчивыми, творческими, артистичными. На Родительских собраниях провожу анкетирование родителей. На вопрос: произошли ли какие-нибудь изменения в вашем ребёнке, многие родители отвечают, что дети потянулись к книгам, часто просят почитать что-нибудь, появилась тяга к пению и танцам. Мне, как воспитателю, читать это очень приятно. Значит мои труды были не напрасны и я добилась того, чего хотела — раскрыла творческое начало малышей. И я убеждена на сто процентов, что творческие способности, интерес к книгам, музыке, танцам, театру можно развивать с самого раннего возраста. А для этого нужно не так много — любить детей и дело, которым ты занимаешься...
|