КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ |
Педагогика | |||
Автор: Валеева Розалия Кимовна, Саитгалина Алия Вахитовна | |||
20.05.2024 17:47 | |||
КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ Аннотация: В статье рассказываетсяоважности культуры речи воспитателя для гармоничного и целостного развития дошкольников. Автор освещает основные требования к речи педагога ДОУ и наиболее доступные способы для ее совершенствования. Ключевые слова: речь, язык, культура речи, воспитатель, дети. Период дошкольногодетства является наиболее сенситивным в речевом развитиидетей, поэтому одним из ведущих направлений педагогической деятельности должно стать формирование грамотной устной речи инавыков речевого общения согласно установленным нормам и правилам.
Основной механизм овладения родным языком в детском возрасте– это подражание. При этом, подражая взрослым, ребенок перенимает не только особенности произношения слов и построенияпредложений, но также и все речевые недостатки и ошибки, которые он слышит. Поэтомук речи педагога ДОУ предъявляютсявысокие требования, и на сегодняшнийденьпроблема повышения культуры речи воспитателя является достаточно важной и актуальной. Что же понимают под культурой речи? Во-первых, это степень владения такимиязыковыми нормами, какпроизношение, ударение, словоупотребление и грамматика, а также умение правильно использовать выразительные средства языка в различных условиях. Во-вторых, культура речи — это и специальная дисциплина, с помощью которой изучается исовершенствуется литературный язык как средство национальной культуры испособ сохранения духовных богатств народа. Среди требований к речи воспитателя можно выделить следующие:
Стоит не забывать, что на восприятие произносимой речи большое влияние оказывают невербальные средства общения, так как словами передается 45% информации, а невербальными средствами (жесты, мимика, позы, визуальный контакт) – 55%. Особоезначениеимеет мимика воспитателя: если лицо неподвижно и не выражает никаких эмоций, то теряется до 15% транслируемой информации. Необходимо следить также и за позой – она должна быть свободной, без зажатости и скованности; не стоит держать руки в карманах или скрещивать их на груди. Жестикуляцию рекомендуется использовать к месту, в качестве дополнения к произносимой речи: жестами рук можно показать размеры предметов, попросить детей присесть или встать, указательным жестом подчеркнуть важность сказанного и т.д. При общении с ребятами важно установить визуальный контакт ( «глаза в глаза») — так восприятие и усвоение информации будет наиболее эффективным и точным. Как же воспитатель может развивать и совершенствовать свою культуру речи? Для этого есть три простых способа:
Таким образом, традицией в ДОУ должны стать негромкая и спокойная речь, приветливый тон, отсутствие жаргонных и бранных слов, вежливое и доброжелательное обращение друг к другу. Только тогда воспитатель создаст правильный речевой эталон для ребят – их речь будет четкой, богатой, разнообразной, эмоционально окрашенной, что поможет им в установлении дружеских и доверительных отношений с окружающими и сделает успешным процесс дальнейшей социализации. Список информационных источников Методическая литература: Десяева Н.Д. Культура речи педагога. Уч. пособие для студ. высших пед. учебных заведений – М.; Издательский центр «Академия», 2013. – 373 с. – Текст: непосредственный. Электронные ресурсы: 1. Культура речи воспитателя ДОУ «Ваш успех -ваша речь!». URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/12/kultura-rechi-vospitatelya-dou-vash-uspeh-vasha-rech-konsultatsiya (дата обращения: 17. 04. 2023). — Текст: электронный. 2. Консультация для педагогов ДОУ «Культура речи педагогов». URL:https: //www. prodlenka. org/metodicheskie-razrabotki/431106-konsultacija-dlja-pedagogov-dou-kultura-rechi (дата обращения: 17. 04. 2023). — Текст: электронный.
|