Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Педагогика
Автор: Валеева Розалия Кимовна, Саитгалина Алия Вахитовна   
20.05.2024 17:47

КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯКУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Аннотация: В статье рассказываетсяоважности культуры речи воспитателя для гармоничного и целостного развития дошкольников. Автор освещает основные требования к речи педагога ДОУ и наиболее доступные способы для ее совершенствования.

Ключевые слова: речь, язык, культура речи, воспитатель, дети.

Период дошкольногодетства является наиболее сенситивным в речевом развитиидетей, поэтому одним из ведущих направлений педагогической деятельности должно стать формирование грамотной устной речи инавыков речевого общения согласно установленным нормам и правилам.

 

Основной механизм овладения родным языком в детском возрасте– это подражание. При этом, подражая взрослым, ребенок перенимает не только особенности произношения слов и построенияпредложений, но также и все речевые недостатки и ошибки, которые он слышит. Поэтомук речи педагога ДОУ предъявляютсявысокие требования, и на сегодняшнийденьпроблема повышения культуры речи воспитателя является достаточно важной и актуальной.

Что же понимают под культурой речи?

Во-первых, это степень владения такимиязыковыми нормами, какпроизношение, ударение, словоупотребление и грамматика, а также умение правильно использовать выразительные средства языка в различных условиях. Во-вторых, культура речи — это и специальная дисциплина, с помощью которой изучается исовершенствуется литературный язык как средство национальной культуры испособ сохранения духовных богатств народа.

Среди требований к речи воспитателя можно выделить следующие:

  1. Правильность. Подразумевает соответствие речи языковым нормам. Педагог должен не толькознать, но и уметь на практике применятьглавные правила литературного произношения.
  2. Точность. При общении с воспитанниками необходимо обращать внимание насмысловую составляющую речи, без которой невозможноформирование навыков точного употребления слов и словосочетаний.
  3. Логичность. Должна прослеживаться логическая связь между отдельными компонентами мысли, ведь именно в дошкольном периодеу детей закладываются представления о составляющих единицах высказывания и формируются навыки использования внутритекстовой связи.
  4. Чистота. Недопустимо использование в речи воспитателя слов-паразитов, междометий, канцеляризмов и штампов, а также просторечий, диалектизма и жаргонных слов. Устранение нелитературной лексики – одна из важных задач в речевом развитиидошкольников.
  5. Выразительность. Это особенность речи, позволяющая удерживать внимание слушателей и создающая благоприятную эмоциональную атмосферу. При общении с детьмивоспитательдолженуметь подбирать правильную интонацию, тембр итемп речи, регулировать высоту и громкость голоса в соответствии с различными педагогическими ситуациями. Выразительность позволяет сделать язык красивее, понятнее и доступнее для детского восприятия.
  6. Богатство. В дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый и разнообразный словарный запасвоспитателя не только расширяетактивный и пассивный словарь детей, но и помогает сформировать у них навыки точного словоупотребления, выразительности и образности речи.
  7. Уместность. Предполагает соблюдение определенных правил и норм общения согласно месту и условиям коммуникации. Воспитатель должен уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.

Стоит не забывать, что на восприятие произносимой речи большое влияние оказывают невербальные средства общения, так как словами передается 45% информации, а невербальными средствами (жесты, мимика, позы, визуальный контакт) – 55%.

Особоезначениеимеет мимика воспитателя: если лицо неподвижно и не выражает никаких эмоций, то теряется до 15% транслируемой информации. Необходимо следить также и за позой – она должна быть свободной, без зажатости и скованности; не стоит держать руки в карманах или скрещивать их на груди. Жестикуляцию рекомендуется использовать к месту, в качестве дополнения к произносимой речи: жестами рук можно показать размеры предметов, попросить детей присесть или встать, указательным жестом подчеркнуть важность сказанного и т.д. При общении с ребятами важно установить визуальный контакт ( «глаза в глаза») — так восприятие и усвоение информации будет наиболее эффективным и точным.

Как же воспитатель может развивать и совершенствовать свою культуру речи? Для этого есть три простых способа:

  • читать классическую литературу: художественные произведения являются богатейшим источником лучших образцов речевой культуры
  • внимательно слушать выдающихся дикторов радио- и телевидения, заслуженных артистов, лекторов и перенимать у них наиболее красивые и подходящие к своей деятельности речевые приемы
  • постоянно пополнять свой словарный запас, совершенствовать дикцию, образность, яркость и выразительность речи: посещать конференции, семинары, мастер-классы более опытных коллег, записаться на курсы ораторского искусства, чаще выступать на публике.

Таким образом, традицией в ДОУ должны стать негромкая и спокойная речь, приветливый тон, отсутствие жаргонных и бранных слов, вежливое и доброжелательное обращение друг к другу. Только тогда воспитатель создаст правильный речевой эталон для ребят – их речь будет четкой, богатой, разнообразной, эмоционально окрашенной, что поможет им в установлении дружеских и доверительных отношений с окружающими и сделает успешным процесс дальнейшей социализации.

Список информационных источников

Методическая литература:

Десяева Н.Д. Культура речи педагога. Уч. пособие для студ. высших пед. учебных заведений – М.; Издательский центр «Академия», 2013. – 373 с. – Текст: непосредственный.

Электронные ресурсы:

1. Культура речи воспитателя ДОУ «Ваш успех -ваша речь!».

URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/12/kultura-rechi-vospitatelya-dou-vash-uspeh-vasha-rech-konsultatsiya (дата обращения: 17. 04. 2023). — Текст: электронный.

2. Консультация для педагогов ДОУ «Культура речи педагогов».

URL:https: //www. prodlenka. org/metodicheskie-razrabotki/431106-konsultacija-dlja-pedagogov-dou-kultura-rechi (дата обращения: 17. 04. 2023). — Текст: электронный.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год