Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори |
Педагогика | |||
Автор: Шикова Екатерина Разимовна, Левичева Ольга Александровна | |||
25.05.2024 19:09 | |||
Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори 1. Значение самостоятельности в развитии ребенка. Детская активность и самостоятельность все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов, ученых и преподавателей. В принципах дошкольного образования заложено формирование самостоятельности и ответственности детей. Самостоятельность – это ценное качество, которое необходимо человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего возраста. Самостоятельность — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Тенденция к самостоятельности у детей заявляет о себе в полный голос в возрасте около 2-х лет.
К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности, устойчивое желание самоутвердиться. Малыши стремятся выполнять различные действия самостоятельно, но родители по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах малыша стремятся сделать за него, мотивируя это тем, что ребенок еще маленький, им удобнее и быстрее все сделать самим. В результате у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и активности, они становятся инертными, не умеют принимать самостоятельно решения. Условия в дошкольном образовательном учреждении часто не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающие его потребностям и интересам. Педагоги, решая задачу воспитания и обучения, активно организуют деятельность дошкольников, направляют ее, регулируют, контролируют, это приводит к тому, что подобная организованная деятельность не переходит на уровень самостоятельной деятельности. Самостоятельность не дается человеку от рождения, оно формируется по мере взросления. Самостоятельные умения ребенка развиваются с помощью взрослого, проявляются в различных видах деятельности, со временем превращаясь в свойства личности, поэтому, обучение самостоятельности имеет важное значение в формировании личности ребенка. Это будет символизировать его взросление: чем ребенок самостоятельнее, тем больше похож на взрослого. Он будет способен позаботиться о себе, адекватно оценивать опасность и принимать решения в критической ситуации. Обучение самостоятельности положительным образом скажется на дальнейшей учебе, дружбе, семейных отношениях, карьере, будет способствовать развитию его личности в целом. Подавлять самостоятельность нельзя, это может привести к негативизму, строптивости, своеволию. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать отрицательное влияние на развитие личности дошкольника. 2. Развитие самостоятельности в системе Монтессори В истории педагогики разработана система воспитания, позволяющая найти новые пути решения данной проблемы – педагогическая система Марии Монтессори. Мария Монтессори – врач, педагог, деятель науки, разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, эта система заняла прочное место в педагогическом пространстве, доказав свою эффективность, значимость и продуктивность. Во главе традиционной педагогической системе стоит воспитатель, со своими планами воспитательно-образовательной деятельности, группы детей по возрастам. Вся деятельность проходит строго по расписанию и по времени, не учитываются интересы детей. Основным отличием метода Монтессори от других педагогических систем, является отношение к ребенку, как к уникальной, неповторимой личности, со своим планом развития окружающего мира. Суть методики заключается в стимулировании дошкольника к саморазвитию, поместив его в специальную подготовленную среду, которая имеет четкую закономерность построения и соответствует психологическим потребностям ребенка. Детям предлагается возможность выбора деятельности, которой они хотят заниматься. Педагог является помощником, проводником, который помогает достичь цели. Развивающая Монтессори среда выстраивается в строго определенной логике. Она делится на пять зон.
Материал находится на уровне глаз ребенка, в свободном доступе. Каждое пособие, материал имеется только в одном экземпляре. Это учит ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. Дети должны относиться к материалам аккуратно, приступать к работе только после того, как понятно их использование. Все Монтессори-материалы подчинены принципу «от простого к сложному». Каждый отдельно взятый материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Ребенок занимается с пособиями до тех пор, пока вдоволь не насладится ими и не перейдет на следующую ступень трудности. Ребенок любит повторения и прекращает занятия только тогда, когда его потребность полностью удовлетворена. Монтессори — метод популярен в центрах раннего развития по всему миру, функционируют ассоциации специалистов, работающих в рамках этой системы. Более 400 групп в детских садах России работают по методике Монтессори. Самостоятельность – одна из основных целей в концепции Марии Монтессори. Главный девиз системы Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!». Взрослый должен понять, что интересует ребенка в данный момент, создать ему подходящую сферу для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой, помочь каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности. 3. Советы родителям по развитию самостоятельности у ребенка. Родители – первые и самые важные воспитатели детей, естественно закладывающие фундамент личности ребенка. От их личностных качеств, настоящей любви к ребенку, умения осознать и правильно построить процесс семейного воспитания, создать позитивный, семейный микроклимат, зависят успехи в педагогическом воздействии на детей, их дальнейшая судьба, поэтому развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в первую очередь является семейной проблемой. Часто причина несамостоятельности детей кроется в поведении родителей, именно они делают своих детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль семейного воспитания, который так или иначе подавляет инициативность и самостоятельность малышей. Успешное формирование у детей самостоятельности возможно только при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей, необходимо заручиться их поддержкой. Важно создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых в контексте актуальных проблем по формированию самостоятельности. При этом могут использоваться такие виды взаимодействия как опрос, анкетирование, консультации, тематические родительские собрания, мастер-классы, обмен опытом и т.д. Методика Монтессори доказала свою значимость и эффективность, поэтому принципы педагогики активно внедряются в российские детские сады и применяются родителями в домашнем образовании. Предлагаем вам простые идеи создания Монтессори среды для развития самостоятельности в домашних условиях. Данные материалы можно оформить в виде папки передвижки или использовать как тему для родительского собрания. Сколько бы не было лет ребенку, никогда не поздно помочь стать ему самостоятельным. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: Воспринимайте детей всерьез. Относитесь к их суждениям внимательно, советуйтесь с ними. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая. Интересуйтесь желаниями и предпочтениями ребенка Позволяйте ошибаться и не делайте из этого трагедию Оказывайте помощь по принципу «Помоги мне это сделать самому» Создайте доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом. Для этого сделайте специальные зоны: -зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно. Взгляните на окружающую действительность глазами ребенка. Опуститесь на пол и оглянитесь вокруг с высоты роста ребенка, побывайте поочередно во всех зонах, которые посещает ребенок (туалет, кухню, зал). Обратите внимание на расположение выключателей, кранов, высоту шкафов, полок. Подумайте о том, насколько ему неудобно жить в таком пространстве для великанов. Поддержите в доме среду, удобную для самостоятельных действий: сделайте низкие шкафчики и полки.
Пересыпание, перебирание круп, переливание воды, чистка яиц, покажите, как обращаться с венчиком, миксером, постряпайте вместе печенье и многое другое. Не бойтесь, что ребенок, что- то уронит, прольет, ведь он может все убрать за собой. 9. Использование собственного шкафа. Установите удобный шкаф, стеллаж или низкую тумбу с несколькими ящиками – нужно, чтобы мебель соответствовала росту малыша, и разложите все виды повседневной одежды. Платья, рубашки повесьте на плечики. Дайте ребенку самому выбрать одежду и не расстраивайтесь, если она будет одета не совсем правильно или не в той цветовой гамме, в которой хотели бы вы видеть ребенка. Покажите разные способы складывания вещей. Игра в пересчет вещей – это прекрасный способ освоить первичные навыки порядкового счета. Хвалите за проявленную инициативу. Ребенок хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это еще раз. Используя эти подходы, вы способствуете приобретению ребенком функциональной независимости, поднимаете его самооценку на уровень «я могу» и «я полезен».
Вот так дома можно организовать свой небольшой центр Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрывается развитие и взросление вашего малыша. В семье, где стараются следовать этой системе воспитания, царит гармония, радость, счастье и уют, дети более самостоятельные, любознательные, они уверены в себе и в своих силах.
|