Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. |
Педагогика | |||
Автор: Иванова Екатерина | |||
04.05.2024 16:33 | |||
Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. Е.В. Иванова, воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Солнышко» г. Белева Тульской области Аннотация: в статье представлена технология реализации краткосрочных педагогических проектов, направленных на формирование изобразительного творчества детей дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. Ключевые слова: изобразительное творчество, дети дошкольного возраста, нетрадиционные техники рисования. Дошкольный возраст является сензитивным для развития изобразительного творчества детей. Психологические и педагогические аспекты проблемы развития детского изобразительного творчества представлены в работахА. В. Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.
Как показывают исследования И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Е.В. Потаповой и других, одним из условий формирования детского изобразительного творчества является рисование на основе использования нетрадиционных техник. Установлено, что разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск оригинальных решений способствует развитию детского творчества, активности воображения. Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой, однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений данные техники используются бессистемно. Многие педагоги не владеют приемами стимулирования детского творчества в процессе нетрадиционного рисования. В связи с вышеизложенным на базе МБДОУ «Детский сад №6 «Солнышко» г. Белёва Тульской области было проведено экспериментальное исследование, включающее три этапа. В соответствии с программой констатирующего этапа эксперимента, с целью выявления представлений детей старшего дошкольного возраста о разнообразии художественных материалов, а также уровня сформированности умений и навыков нетрадиционного рисования, была использована методика «Необычное рисование». Диагностика проходила в два этапа и включала беседу с детьми об изобразительных материалах и способах создания изображений и анализ рисунков детей на свободную тему, выполненных этими способами. Анализ результатов беседы показал, что все дети имеют приблизительно одинаковый уровень осведомленности как о традиционных, так и о нетрадиционных изобразительных материалах и способах создания изображений. В целом можно сделать вывод, что знания детей о традиционных изобразительных материалах соответствуют требованиям программы. Анализ рисунков детей с точки зрения техники изображения показал, что из двадцати детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в эксперименте, только два ребенка имеют высокий уровень сформированности умений и навыков нетрадиционного рисования, что соответствует 10%, 15 детей имеют средний уровень, что соответствует 75%, а три ребенка показали низкий уровень сформированности умений и навыков нетрадиционного рисования, что составляет 15%. В рамках проектировочного этапа исследования нами была разработанапрограмма развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. Программой предусмотрена поэтапная организация обучения: 1-ый этап — обучение детей разнообразным нетрадиционным техникам создания изображений; 2-ой этап — стимулирование творчества детей на основе использования освоенных техник нетрадиционного рисования. С целью развития творческого воображения детей на занятиях использовались творческие задания. Их последовательное введение в образовательную работу с детьми обеспечивало нарастание самостоятельных творческих проявлений детей, а также совершенствование умений и навыков нетрадиционного рисования. Таким образом, цель и задачи исследования решены. Полученные выводы и предложения не исчерпывают решение рассматриваемой проблемы. Дальнейшее ее развитие видится в полной апробации, разработанной нами программы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. Е.В. Иванова, 2024
|