ПРОБЛЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, КАК МЕТОД САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Мизерева Ирина Васильевна, Наумова Вера Николаевна | |||
07.05.2024 07:09 | |||
ПРОБЛЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, КАК МЕТОД САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе. Это –двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком опыта путем вхождения в социальную среду, систему связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства его знаний за счет активного включения и деятельности в социальную среду. Социализации дошкольников – умение жить в социальном обществе, и новой задачей детского сада становится организация дружественного социума в группе для развития социальных навыков у дошкольников. Одна из технологий эффективной социализации, предлагаемой Н.П. Гришаевой, которая меня заинтересовала, и которую я стала подробно изучать и применять в работе – это «Проблемная педагогическая ситуация» (далее – ППС). Цель данной технологии – самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, проанализировать собственные действия, извлечь уроки. Исходя из наблюдений за детьми, выявлены проблемы личностного развития:
В то же время в современной действительности растет число потенциально опасных для жизни дошкольников ситуаций. Родители всячески пытаются оградить своего ребенка от реальной жизни, а в детских садах не учат правилам эффективных действий в этих ситуациях. Применение технологии «Проблемная педагогическая ситуация» дает возможность приблизить детей к реалиям жизни, способствует развитию у них способности здраво мыслить в критической ситуации, применив полученные знания о собственной безопасности на практике. Любая спланированная проблемная ситуация отражает фактическое состояние детей в группе, их способности к самостоятельному принятию решений. Поэтому, тематическую ППС резонно проводить дважды, через определенный промежуток времени, изменяя при этом сюжет, но оставляя те же задачи, с целью диагностики изменений социально-коммуникативных качеств ребенка. В подготовительной группе за тему ППС берутся реальные жизненные ситуации, связанные с безопасностью детей, тем самым прививаю детям умение применять на практике все те теоретические знания о соблюдении элементарных правил собственной безопасности, даются понятие о тех критических ситуациях, которые могут возникнуть с ними за пределами образовательного учреждения: на прогулке, по пути в школу и обратно, в самой школе, при посещении общественных мест. Тот момент, когда детям приходится самостоятельно решить возникшую проблему, проговорить путь решения, дает возможность надеяться, что при возникновении такой ситуации в реальности, ребенок не растеряется и поступит правильно, сохранив собственную жизнь и здоровье. В процессе деятельности воспитанники самостоятельно делают выводы, накапливая опыт поиска способов действия в определенных ситуациях, в ходе диалога учатся формулировать мысли, доказывать свою точку зрения. Дети с уверенностью справляются с поставленной задачей. Опрос среди родителей на предмет развития у их детей социально – коммуникативных качеств показал, что за учебный год уровень самостоятельности, самоорганизации детей существенно вырос. Это позволяет сделать выводы об успехе применения данной современной технологии социализации. Использование технологии ППС позволяет достичь следующих качеств дошкольника, указанных в стандарте:
Таким образом, для того, чтобы решить проблемы социализации в традиционном дошкольном образовательном учреждении, не прибегая с кардинальным изменениям ее функционирования, к серьезному переучиванию педагогов, пересмотру содержания образовательной программы, а также чтобы создать такие условия для развития саморегуляции и социализации ребенка, необходимо в образовательный процесс внедрять современные образовательные технологии. Современные технологии эффективной социализации ребенка в ДОУ, которые предлагает Гришаева Н.П., не требуют особенной подготовки, что позволяет при желании использовать их любому педагогу в своей ежедневной работе. Их польза применения очевидна, дети становятся раскованнее, увереннее в себе, умеют выразить свою точку зрения, обладают знаниями правил поведения в коллективе, что позволяет им достичь целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, которые рекомендует ФГОС ДО, а также характеризуется высоким уровнем готовности к школе. Литература:
|