Использование передовых педагогических технологий в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Педагогика | |||
Автор: Т. М. Серебрякова Е. Н. Затепякина | |||
20.04.2024 21:14 | |||
Использование передовых педагогических технологий в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» г.Тамбов Разнообразие современных систем воспитания и обучения дошкольников многих педагогов приводит в замешательство при выборе совокупности моделей воспитательно-образовательной работы, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они поддерживают идею гармонического развития, где в равной мере уделяется внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально — нравственной и другим сферам личности ребенка. Однако главная задача коррекционно — развивающего обучения — максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить справляться с непредсказуемыми ситуациями, самостоятельно находить выход из создавшихся жизненных ситуаций. Для этого очень важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка детей с ОВЗ к обучению в массовой школе.
Одним из наиболее эффективных пособий для работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала, можно отметить некоторые нетрадиционные направления современных образовательных технологий: логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. На протяжении нескольких лет, я использую в работе с детьми данные пособия. Мною выстроена система использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Применение таких технологий позволяет относительно легко поддержать интерес детей к занятиям, к заданиям, и вообще к обучению, а это значит, и работать над развитием познавательной мотивации детей с ОВЗ. В современной педагогической практике данные пособия, с их универсальностью, абстрактностью, ориентацией на индивидуальный подход оправданно занимают все большее место. Особенности структуры игр и упражнений позволяют, играя с детьми:
В процессе игр и с дидактическим материалом дети овладевают разнообразными действиями: перестроением, разбиением, выкладыванием по определенным правилам, учатся использовать карточки — подсказки, учатся умению кодировать и декодировать и др. Овладевают различными мыслительными умениями, которые позволяют легко осваивать новое. А это очень важно, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Познавательные процессы выступают не только как процессы развития, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений. К их числу относятся умения: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, логические операции на «не», «и», «или».... Палочки Кюизенера можно математически принять как условное множество, где присутствуют образы чисел и групп. В указанном множестве спрятаны огромные возможности по моделированию разнообразных логико-математических раскладов. Размер и цветность счётного объекта задают параметры числа. С помощью этих параметров задаётся понимание условных образных понятий. Используя такие «цветные и объёмные» символические объекты для счёта, можно развить у дошкольников чёткое понимание сути числа. С точки зрения педагогики, самостоятельно полученное знание, в нашем случае о числах и величинах, по причине своей наглядности и станет особо значимым. Применяя палочки заранее заданных цветности и размеров, дети проще доходят до понимания соотношений «насколько большие или меньшие предметы», видят сходства и различия предметов, учатся сравнивать, сопоставлять. Кроме того, они усваивают:
Специалисты, в связи с этим, рекомендуют следующие упражнения:
Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм — геометрических фигур. Имеют место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной -логическими фигурами. Важным и конструктивным в блоках то, что в элементах одновременно можно увидеть форму, цвет и размеры по величине (толстый — тонкий, высокий — низкий). Действия с блоками развивают умения:
Логические блоки используются на занятиях по математике в разделах " количество и счет «, «форма и величина». Дети учатся придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько?». «Сколько больших фигур?», «Сколько красных фигур в первом ряду?» и т. д. Опираясь на свойства блоков, дошкольники учатся сложной классификации различных множеств предметов. Например: в упражнениях с тремя пересекающимися кругами все красные фигуры могут лежать в красном круге, синие квадраты в первом круге, все желтые в левом круге. А какие же фигуры подходят и к первому и к второму кругу? Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий круг из логических блоков и задумается — куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важным для формирования умения разделять множества предметов на разные подгруппы. Использование карточек (условных обозначений) позволяет развивать у детей способность:
Дети учатся самостоятельно отбирать детали в соответствии с кодовыми карточками, которые целенаправленно развивают мыслительные операции анализа, сравнения и обобщения. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель. Представленные пособия способствуют развитию мыслительных операций, которые развивают интеллектуальные способности и логико-математическое мышление у дошкольников с ОВЗ, а также помогают сделать процесс обучения интересным, увлекательным и содержательным, а значит способствуют развитию познавательной мотивации у детей с ОВЗ. Литература:
|