ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Александрина В.А.; Смелых В.В. | |||
25.04.2024 06:36 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко. Дошкольное детство является временем первоначального становления личности, когда происходит формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, поэтому нам, взрослым, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь[5]. И от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения. Наш педагогический коллектив ДОО активно использует игровые технологии в совместной и самостоятельной деятельности ребенка, ведь они являются одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации образования, развития познавательных, творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона в жизни ребенка. Главный признак педагогической игры в игровой технологии — чётко поставленная цель – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого[3]. В процессе работы педагоги создают полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Исходя из цели, мы решаем и ряд задач:
Используя игровые технологии в практической педагогической деятельности, педагогический коллектив старается поддерживать на занятиях доброжелательную, радостную обстановку, осуществляет эмоциональную поддержку каждого ребёнка, поощряет их фантазии и предложения по выполнению заданий. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
В работе с детьми от 1,5 до 3 лет, а это период адаптациималышей в дошкольном учреждении, наши педагоги используют игровые моменты ( «Каравай», «Маша пляшет», «Пирожки», «Догонялки» и др.). В этот возрастной период важно формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют наши воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Основой любой игры является наличие игровых действий, с помощью которых и решаются игровые задачи. Организуя занятие, педагоги делают так, чтобы поставленные игровые задачи в начале занятия последовательно решались с помощью игровых действий. Подсказанный педагогом сюжет игры дети развивают дальше. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий, это развивает их творческие способности. Введение в занятия приёма соревнования подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение. Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». Либо в помощи могут нуждаться игровые персонажи. В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер. Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении или действии. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Поэтому, продумывая содержание игровых приемов, педагоги стараются использовать опыт детей, полученный в разных видах деятельности, в разных ситуациях, имевших место в данном коллективе. Замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания детей[1]. Нашколлектив старается охватить весь спектр игровых технологий для полноценного и гармоничного развития детей. Это игры на развитие восприятия, мышления, памяти, что является эффективным инструментом для дальнейшей подготовки к школе. Педагогами ДОО активно используются народные игры, с целью приобщения к народной культуре, ведь это важное направление компонента образовательной программы детского сада. Это такие игры как: «Золотые ворота», «Плетень», «Ворон», «Жмурки» и многие другие. Включение детей в театрализованную деятельность, помогает педагогам обогащать дошкольников новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизировать словарь, способствовать нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы нашего детского сада и решением его основных задач. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду, они повышают результативность образовательного процесса, способствуют раскрытию творческих способностей у детей, формированию уверенности в своих силах. Список используемой литературы:
|