Использование лэпбука в работе с детьми с ОВЗ |
Педагогика | |||
Автор: Мезенцева Ирина Александровна Монгуш Таймира Каадыр-ооловна | |||
12.04.2024 12:53 | |||
Использование лэпбука в работе с детьми с ОВЗ В нашем детском саду успешно работают специализированные группы для детей имеющих тяжелые нарушения речи. Специалисты сопровождающие таких детей и их родителей: воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, психолог – это слаженная команда, эффективно работающая в одном механизме. Опираясь на ФГОС ДО, на основы коррекционной работы в детском саду и образовательную программу определена структура, технологии и инструменты психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои потребности и возможности в обучении, в связи с чем, необходим дифференциально-личностный подход и обязательное построение индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
С введением федеральной образовательной программы возникла потребность в поиске новых форм, методов и технологий для достижения задач поставленных перед педагогом. Одной из таких технологий для нас стал "Лэпбук". Лэпбук (lapbook) – представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Татьяна Пироженко применила эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Лэпбук (с английского) означает «книга на коленях», или же тематическая папка. Лэпбук представляет из себя картонную папку-раскладушку форматом А3 или А4. Содержанием такой папки является коллекция книжек-малышек, кармашков и окошечек, для размещения информации. Так же туда можно добавить информацию в виде рисунков, небольших раскрасок, текстов, диаграмм, графиков, схем и например календарей. Немаловажный плюс Лэпбука многократность использования, возможность замены или пополнения содержимого, мобильность, т.е. можно использовать в группе детского сада, брать домой. По опыту нашей группы: большинство родителей активно включились в сбор информации и участвуют в изготовлении с ребятами лепбуков. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
В своей работе мы используем эту технологию для закрепления с детьми определенной темы, проведения исследовательской работы, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Участвуя в изготовлении лэпбука ребенок самостоятельно может организовать и разместить информацию, тем самым усваивая и закрепляя материал. Рефлексия использования данной технологии показала, что и дети и родители получили от использования лэпбука положительные эмоции, также очевидно совместное изготовление лэпбука плодотворно влияет на детско-взрослые отношения. Лэпбук способствует:
Ребенку помогает:
Содержание лэпбука может отражать тематику праздника, времени года, дедактических игр, по сказке или темам этикета, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и тд. Как пример, лэпбуки используемые в нашей группе по лексико-граматическим темам: Осень, Мебель, Урожай (овощи, фрукты), Птицы (перелетные и зимующие), Одежда, Зима (новогодний праздник), Профессии, Весна, Дикие и домашние животные. Обсуждая с родителями и детьми расширение картотеки лэпбуков в нашей группе, ими были предложены следующие темы: Космос, ПДД, Уроки этикета (что такое хорошо и что такое плохо), Русские народные сказки, Мир моря (растения и животные), Ягоды (садовые и лесные), День победы, Времена года (временные представления), Моя Родина, Мой город (формирование нравственных качеств) и др. Лэпбук отлично подходит и для занятий как в группах, подгруппах, так и индивидуально. Удобно, что можно выбрать задания, учитывая возможности каждого, или сделать коллективный вариант. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Он будет интересен как деткам младшего, так и детям предшкольного возраста. Лэпбук это доступный, увлекательный и интересный метод взаимодействия с детьми и их родителями.
|