Многофункциональная авторская дидактическая игра «Чудо — столик» ( «Билим тепси») |
Педагогика | |||
Автор: Булатова Марина Владимировна | |||
12.04.2024 13:50 | |||
Многофункциональная авторская дидактическая игра «Чудо — столик» ( «Билим тепси») Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад КГО №8 «Солнышко» Паспорт многофункциональной авторской дидактической игры по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Чудо столик» ( «Билимтепси») Авторы: Воспитатели МБДОУ КГО №8 «Солнышко» Цель: формировать социально – активную личность через игру, закрепить в занятиях, режимных моментах и в игровой деятельности обучение детей карачаевскому языку. Задачи:
Система работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников ведется по следующим блокам:
Актуальность В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, многофункциональная дидактическая иградает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование многофункциональной дидактической игрыобеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Обучение детей карачаевскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение родным языком как средством общения -веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчеркивается и в исследованиях Л. С. Выготского, А. М. Шахнарович, А. А. Леонтьева, А. Ш. Асадуллина, Ф. Ф. Харисова, Ч. М. Харисовой и др., которые подчеркивают, что именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью к овладению и прочностью запоминания языковой информации. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей двум государственным языкам, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности. А так как учебно-методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей карачаевскому языку, ведь именно через дидактическую игру идёт организованное обучение, и самостоятельное закрепление пройденного материала. Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают память, внимание, воображение, речь, мелкую моторику; воспитывают усидчивость. * Предметы, входящие в комплект:
Материал: стол, кубик, танки из губки, ящик с капсулами, солнышко из фетра, сюжетные картинки и карточки, деревянные силуэты, машинки, фишки. Как использовать в работе с детьми: Использовать в игровой, познавательной деятельности, для изучения детьми карачаевского языка Водящий бросает кубик, передвигает своего героя на клетку, открывает ящик и выполняет задание. Если кубик упал на «патриотическую» клетку, то, соответственно, выполняется задание патриотического содержания, на «нравственную» — нравственного Во время работы с детьми следить, чтобы дети правильно проговаривали названия предметов на карачаевском языке. Правила игры: Перед детьми стол…… 1. “Моя семья”-“Мениюйдегим” Цель: научить детей узнавать и правильно называть членов семьи, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику пальцев, воспитывать усидчивость. Описание: Дети 3-х лет называют всех членов семьи. 2 вариант игры “Назови, кто это? ”- “Букимди? ” Воспитатель берет силуэт и задает вопрос: “Это кто? ” (“Букимди? ”). Дети отвечают: “Это мама” (“Буанамды”) и т.д. 3 вариант игры “Кого нет? ”-“Кимджокьду? ” На столе разложены силуэты. Воспитатель вместе с детьми рассматривают их, затем воспитатель просит детей закрыть глаза. Убирает со стола одну или несколько картинок. На вопрос “Кого нет? ” (“Ким джокъду? ”) дети должны отвечать, например, анняджокъду. 4 вариант «Пригласи в дом» — «Ким келдиюйге», «Эни. килкелдиа» — ребенок отвечает «Анамкелдиюйге» 5вариант «Угости хычином» — «Анам, махычинаша», «Атам, махычинашаи. т. д 2. Дидактическая игра на счет «Символы России и КЧР» Игра развивает внимание, мелкую моторику, координацию движений, знакомит детей с неофициальными символам нашей Родины и КЧР, формирует представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России и КЧР 3. Дидактическая игра — «Собери картинку» (Суратныджый) Цель: пополнять и расширять словарный запас, закреплять речевой материал в игровой форме, развивать мышление, воспитывать и поддерживать у воспитанников живой интерес к языку. Лексический минимум: … Содержание игры: Перед детьми на столе воспитатель кладет разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку. Далее задание усложняется. Ребенок, который первый справился с полученным заданием становится победителем 4. Дидактическая игра «Волшебный цветок» 1 вариант «Как я дома помогаю?» «Анамаболушама» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку Ход игры: Дети поочереднорассматривают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (гоккалагъасуукъуяма, полнусибиреме, гитчеэгечимекъарайма, саутджуама, и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы. 2 вариант «Кто я в семье?» / «Мен сеннгекиме? Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, сестра (джаш, къыз, туудукъ, къарнаш, эгеч).) Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются к серединке. Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)? и т 5. Дидактическая игра: «Узнай наш флаг» / «Байрагьыбызнытаб» Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге), научить узнавать флаг России и КЧР. Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ и КЧР, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ и КЧР. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз. 6. Дидактическая игра– «Собери урожай» Цель: обобщить знания по теме «Овощи», «Фрукты», «Лекарственные растения»; закреплять умение детей общаться на карачаевском языке в диалоге; развивать и стимулировать внимание, логическое мышление; учить отвечать на вопросы «Неди?», «Ненча?» «Зеленая аптека» Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства. Ход игры Дети делятся на две команды. У одной команды картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, липа, одуванчик, мята, лопух, облепиха. У второй команды картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом. По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор. - Подорожник прикладывают к ранке. - Из крапивы варят витаминные щи. - Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине. - Из одуванчика делают полезный салат. - Из мяты заваривают ароматный снотворный чай. - Содержание игры: Воспитатель предлагает детям собрать урожай, соотнеся овощи, фрукты, растения по счету предложенных корзин. Варианты игр:
Цель игры: Учить детей находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов карачаевского орнамента, обогатить словарь детей, названиями карачаевского национального орнамента; Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать интерес к искусству татарского народа. Правила игры: Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются деревянные дощечки. Эта дощечки разделены на две части, набор домино включает 28 пластинок. Игра рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена. 8. Дидактичекая игра «Назови и покажи предметы национальной одежды» / «Таб да айт» (окъаберк, чепкен, кямари. т. д) Цель:
Правила игры: 1 вариант. Игрокупредлагаю найти и назвать предметы национальной одежды карачаевцев. 9. Альбом на липучках «Русский и карачаевский быт». Эта дидактическая игра поможет детям наглядно познакомить и изучить предметы русского быта — самовар, русскую печь, чугунок, прялку, колыбель, ведро, кувшин, балалайку, лапти, блины, баранки, пироги, национальную одежду (карачаевского быта – бешик, табакъ, чолпу и т.д.) 10. Дидактическая игра "Угости гостя"/"Конакны, сыйла" Цели:
Содержание игры: Дети садятся за столом. Педагог строит диалог. -Букимди? -Анам -Не ашайды? -Сота -Букимди? -Къартатам -Не ашаргъасюйеди? -Сохта. Далее ребенок угощает, прижимая прищепку. -Аш тат болсун 11. Дидактическая игра «Какие традиции ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о карачаевских традициях, закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку 12. Дидактическая игра «Путешествие по городам КЧР и Карачаевску» Шахардаайланыу» Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. 13. Дидактическая игра «Служу России» Цель: учить подбирать воинские атрибуты к виду войск (например: танктанкисту). Воспитывать любовь и уважение к Российской армии. Ход игры: Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военный атрибут. Есть и второй способ игры. Начинается как обычные шашки. На поле боя встретились два танкиста. Один нанес поражение другому. Проигравший «танкист» подходит к ящику с боеприпасами, достает капсулу с таким же номером, как на его танке и выполняет задание патриотического или нравственного содержания
|