Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения
Педагогика
Автор: Муслимова Лилия Рубилевна   
03.04.2024 13:37

Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях коррекционного дошкольного образовательного учрежденияОпыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с расстройствами аутистического спектраимеет свои особенности. Вопрос их соблюдения в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения остается актуальным и сейчас. Для ребенка с РАС дошкольное учреждение – это самая первая ступень социализации, поэтому так важна организация пространства, в котором он начнет процесс включения в общество и развитие различных умений и навыков. Также на вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды влияют такие факторы, как: увеличение количества детей с РАС в группах и введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [9]

 Скачать конспект

В ФГОС ДОпрописаны все требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечиватьполную реализацию образовательного потенциала пространства группы, кабинетов специалистов, музыкального и спортивного залов, участков для прогулки. Всё оборудование, инвентарь, различные материалы, игрушки, дидактические пособиядолжны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна включать в себя не только возможность проведения совместной деятельности взрослых и детей и обеспечивать детям двигательную активность, но и давать возможность ребенку для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей с РАС в условиях ДОУ должна быть насыщена содержанием, многофункциональной, доступной, вариативной и безопасной[8].

Среда группы, где находятся дети с РАС, обязательно должна быть разделена на несколько функциональных зон. Такая развивающая предметно-пространственная среда оказывает терапевтический эффект, положительно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует адаптации детей в ДОУ и социализации дошкольников. В организации пространства группы для детей с РАС в условиях ДОУ нужна специальная визуальная поддержка, то есть использование различных зрительных стимулов с целью улучшения восприятия, понимания и запоминания информации детьми с РАС. Это могут быть картинки, надписи, пиктограммы, серии картин и т.д. [1]

Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей с РАСможетбыть разделена на такие зоны, как:

  • игровая зона
  • зона для индивидуальных занятий
  • зона для проведения «утреннего круга»
  • зона для составления индивидуального визуального расписания
  • зона уединения и релаксации
  • обеденная зона
  • зона формирования культурно-гигиенических навыков и самообслуживания.

Каждая зона должна иметь визуальную поддержку, но применение визуальных стимулов в работе педагога с детьми с РАС подразумевает проведение предварительной исследовательской работы, которая должна быть направлена на определение особенностей и потребностей восприятия каждого из воспитанников, разработку стратегий и методов визуальной поддержки детей, подбор необходимых визуальных средств, например, фотографий, картинок, пиктограмм. Требуется использовать только понятную детям визуализацию, для этого проводить исследования, тесты и оценивать их эффективность в коррекционной работе с конкретными детьми[6].

Игровая зона включает в себя различный развивающий и игровой материал для свободной игры детей: кубики, мячи, конструкторы, куклы, сортеры, машинки, дидактические игры по лексическим темам и т.д. Для каждого вида игрового материала отведено своё пространство (полка, ящик, контейнер, корзины), которое обозначено визуальной подсказкой. Игровой материал необходимо подбирать в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Материал должен быть ярким, но не пестрым, простым в использовании и понятным детям. При организации игровой деятельности педагоги группы обеспечивают детям индивидуальное ограниченное пространство (за столом или на полу), контролируют игровую деятельность детей, учат соблюдать «границы». Для этого можно разграничить игровое пространство клейкой лентой (на столе) или длинной веревкой (на полу). На полу можно использовать маленькие индивидуальные коврики. В результате дети с РАС чувствуют себя спокойно и привыкают друг к другу, меньше возникает протестных реакций, дети учатся играть рядом, за одним столом или на полу. Со временем педагоги могут организовать совместную игру[3].

Фото № 1.

Зона для индивидуальных занятий подразумевает пространство для коррекционно-развивающей работы воспитателя или тьютора с ребенком. Такая зона позволяет выполнять рекомендации узких специалистов (учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога), отрабатывать с ребенком какие-либо задачи, повторять и закреплять пройденный материал. Зона также содержит дополнительную визуализацию, например, визуальную опору «сейчас-потом», алгоритм выполнения заданий во время индивидуального занятия, жетонную систему поощрения и т.д.

Фото № 2.

Зона для проведения «Утреннего круга» представляет собой пространство для организации времении структурирования деятельности и социального окружения детей. «Утренний круг» — ежедневная организованная деятельность, которая проводится в начале дня, дети располагаются на полу (садятся на стульчики или индивидуальные коврики), воспитатель (ведущий, на него ориентируются все участники «Утреннего круга») располагается на одном уровне с детьми. Используются дополнительная визуализация: фотографии детей и педагогов группы, указатели, иллюстрации правил поведения в группе, таймер и изображения последовательности событий в течение дня. Занятие планируется воспитателем группы, остальные участвуют наравне с детьми или выступают в роли сопровождающих детей с ОВЗ. Основная часть «Утреннего круга» уделяется планированию дня. Используется таймер: начало и завершение такого занятия обозначается каким-либо образом, например, звуком колокольчика. Воспитатель обращает внимание детей на присутствие каждого участника (педагогов и воспитанников). Называя имя и отчество педагогов, воспитатель показывает детям фотографии и прикрепляет их к полотну. Далее выводит по очереди каждого ребенка с его фотографией и называет имя, а ребенок прикрепляет своё фото к полотну. В течение дня воспитатель объявляет детям о переходе к следующему виду деятельности и совместно с воспитанниками переставляет стрелочку. Доска с полотном свободна от посторонних образов и делится бумажным скотчем на зоны (зона для фото, зона для временных понятий, зона для расписания). Все фотографии, картинки и таблички с подписью имеют один формат [4] [5].

Фото № 3.

Зона для составления индивидуального визуального расписания представляет собой пространство, где ребенок с РАС самостоятельно, но под контролем взрослого распределяет маленькие карточки с изображением разных видов деятельности в определенной последовательности на своей индивидуальном носителе (табличка, альбом, планировщик, стикеры и т.д.). Расписание обеспечивает дошкольнику с РАС визуальную подсказку и вовлечение в какую-либо деятельность в определенное время. Индивидуальное расписание учит ребенка планировать, делает пребывание в детском саду более предсказуемым. Используются фотографии, картинки или пиктограммы с изображением разных видов деятельности, а также карточки, обозначающие удовлетворение физиологических потребностей[2].

Фото № 4.

В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона «Уголком уединения» или центром уединения и релаксации. Это может быть: домик, палатка, шторы над креслом или диваном, ширма, шатер. В этой зоне могут находиться какие-либо предметы, позволяющие ребенку выразить свою злость и обиду: подушка бля битья, бумага, которую можно порвать и т.д. Помимо такой зоны для релаксации в группе могут находиться: кресла-мешки и «коконы» для уединения; специальные наушники, подавляющие шум (крики, плач, громкий смех); игрушки-антистресс; утяжелители (жилет, который применяется во время занятий; одеяло, которым взрослый укрывает ребенка во время сна) [7]

Фото № 5.

Обеденная зонатакже может быть разграничена на пространства, индивидуальные для каждого воспитанника. Для этого используется клейкая лента или малярный скотч.

Фото № 6.

У каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра свои индивидуальные особенности. Зона формирования культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с визуальными подсказками – один из способов научить ребенка одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, умываться, мыть руки, а также удовлетворять свои физиологические потребности. Данная зона имеет визуальные алгоритмы (одевания, раздевания, мытья рук), коммуникативные подсказки (фото ребенка на ячейке с его индивидуальным полотенцем, табличка с именем и фото ребенка на шкафчике для одежды).

Фото № 7.

Разделяя пространство группы, в которой находятся дети с расстройствами аутистического спектра и, используя визуальные стимулы в построении коррекционной работы, педагоги развивают у детей самостоятельность, снижают тревожность, формируют различные умения и навыки, развивают все высшие психические функции детей, социализируют в общество. Правильно организованнаяпредметно-пространственная среда и комплексный образовательный процесс играют большую роль в достижении результатов поставленных целей.

Список источников и литературы:

  1. Аутизм. Федеральный ресурсный центр. Электронный ресурс. [Ссылка: https: //autism-frc. ru/education/interventions/workingmethods/8]
  2. Аутизм. Федеральный ресурсный центр. Электронный ресурс. [Ссылка: https: //autism-frc. ru/ckeditor_assets/attachments/2541/activity_schedule_workshop-for_distribution_ru_edited. pdf]
  3. Доступная страна. Решения для адаптации и реабилитации. Электронный ресурс. [Ссылка: https: //dostupnaya-strana. ru/blog/razvivaushaya-sreda-dlya-detey-autistov]
  4. Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. «Игровое занятие КРУГ» в сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. — М.: Теревинф, 2006. Вып. 5 – c. 133-149.
  5. Константинова И.С. «Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ., М.: изд. Теревинф 2012 г.
  6. Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
  7. Рекомендации для оформления уголка "Уединения" в детском саду. [Электронный ресурс. Ссылка: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/05/rekomendatsii-dlya-oformleniya-ugolka-uedineniya-v].
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пункты: 3.3. 1., 3.3. 2., 3.3. 3., 3.3. 4.
  9. Фонд поддержки детей. Организация предметно-развивающей среды для детей с РАС. [Электронный ресурс. Ссылка: https: //uszn. volgograd. ru/Docs/Организация%20развивающей%20среды%20для%20детей%20с%20РАС. pdf]
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год