Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Повышение качества образования: от традиционных методик к инновациям
Педагогика
Автор: Белоусова Ольга Владимировна Прошина Наталья Владимировна   
01.04.2024 20:50

Повышение качества образования: от традиционных методик к инновациямПовышение качества образования: от традиционных методик к инновациям

Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышения качества образования средствами перехода от традиционных методик к инновациям. Отмечается, что важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выступает не только в роли наставника, но и в роли соучастника в образовательном процессе. Подход «не рядом, не над, а вместе» дает ребенку ощущение большей свободы и способствует развитию его творческой активности.

Ключевые слова: качество образования, традиционные методики, инновационные технологии.

Условия современности накладывают свои ограничения на традиционное обучение в детском саду, которое не всегда соответствует современным требованиям ФГОС. Однако использование инноваций в работе с детьми открывает новые горизонты перед воспитателем в передаче знаний.

Инновации– это новшества, которые позволяют вносить улучшения и уникальные идеи в образовательный процесс в детском саду. Целью инноваций в детском саду является повышение эффективности учебного процесса и достижение более качественных результатов.

 

В рамках инновационной деятельности педагоги детского сада ставят перед собой такие задачи, как: развитие индивидуальности каждого воспитанника, стимулирование инициативности, самостоятельности и творческого мышления, пробуждение любознательности и интереса к исследовательской деятельности, активизация различных видов активности детей, повышение интеллектуального уровня и развитие креативности и нестандартного мышления.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выступает не только в роли наставника, но и в роли соучастника в образовательном процессе. Подход «не рядом, не над, а вместе» дает ребенку ощущение большей свободы и способствует развитию его творческой активности. Также, знания не передаются готовыми, как раньше, а обретаются ребенком самостоятельно в процессе его исследовательской деятельности.

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: здоровьесберегающие; технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; технологии «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые технологии; технологии проблемного обучения и др.

Использование компьютеров стало обычным явлением в современном мире. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) признает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях как одно из ключевых условий успешного образовательного процесса. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание малышей и помогает педагогам достигать образовательных целей. Новые информационные технологии позволяют создавать учебные программы, основанные на визуальном восприятии (презентации, анимация), звуковом восприятии (аудио- и видеоматериалы) и тактильном восприятии (интерактивная доска, клавиатура).

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, который работает в синхронизации с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от пассивного объяснения к активному взаимодействию – дети сами становятся активными участниками образовательного процесса, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя проведение разнообразных игр, просмотр иллюстраций и видеоматериалов, разбор проблемных ситуаций, совместное творчество и другие методы.

Занятия с интерактивной доской предусматривают несколько вариантов работы с детьми:

  1. Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимые задания, такие как нарисовать деталь или переместить предмет.
  2. Несколько детей могут одновременно работать с интерактивной доской, используя маркер, стилус или интерактивный инструмент "ластик".
  3. Один ребенок может находиться у доски, а другие дети предлагают возможные варианты его действий (применяется в старшем дошкольном возрасте).
  4. Один ребенок самостоятельно выполняет задания на доске.
  5. Дети, находящиеся за столами, могут давать задания ребенку, стоящему у доски (используется в старшем дошкольном возрасте).

Технология проблемного обучения и проектная деятельность для развития творческого мышления и самостоятельности у дошкольников Технология проблемного обучения основана на принципах постановки и решения проблемных задач, которые дети должны разрешить самостоятельно. Такой подход прививает творческое мышление и стимулирует интеллектуальное развитие. Отличительной чертой проблемного обучения является то, что детям не предоставляется готовая информация. Вместо этого они вовлекаются в активную познавательную деятельность, самостоятельно формулируя проблемы, выдвигая гипотезы и находя решения. Это способствует развитию целого ряда когнитивных навыков, в том числе: критического мышления, аналитические способности, синтез информации, оценка и принятие решений.

Проектная деятельность в дошкольном учреждении предусматривает организацию групповых проектов, в ходе которых дети совместно работают над достижением определенной цели. Этот метод развивает познавательные и исследовательские способности, формирует самостоятельность и творческий подход, учит решать сложные задачи, развивает навыки сотрудничества и коммуникации. В отличие от традиционных форм обучения, проектная деятельность позволяет детям инициировать собственные идеи, исследовать темы, которые их интересуют, применять полученные знания и навыки на практике

Практика дошкольного образования выделяет несколько основных видов проектной деятельности: исследовательская (проведение экспериментов и презентация результатов в форме рисунков, газет и прочее), игровая (принятие роли персонажей сказок или рассказов), информационная (сбор сведений по определенной тематике и представление в виде рисунков, выставок или коллажей), творческая (проекты без четкой структуры, создаваемые в ходе совместной работы детей и воспитателя). Результатами могут быть выставки, альбомы, газеты и т.д.

Одной из ключевых ролей педагога в процессе проблемного обучения и проектной деятельности является создание мотивации для участия детей. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника и его психологическую готовность. Кроме того, педагог должен: обеспечивать доступность и разнообразие материалов и ресурсов, создавать благоприятную и поддерживающую атмосферу, организовывать систематическую диагностику для оценки эффективности применяемых методов обучения Инновационная структура процесса

Инновационный процесс в сфере образования предполагает последовательную структуру: анализ и сбор данных, выбор и внедрение новаторских подходов, обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с разнообразными элементами, такими как кармашки, дверки, конверты и т.д. Он является результатом совместной работы педагога и детей и содержит материалы по конкретной тематике. Лэпбук: предоставляет детям возможность самостоятельного ознакомления с темой, развивает познавательный интерес и любознательность, стимулирует творческое мышление и воображение, улучшает память и закрепляет усвоенный материал.

Технология проблемного обучения и проектная деятельность являются инновационными и эффективными методами дошкольного образования. Они содействуют развитию творческого мышления, самостоятельности, познавательной активности и навыков коммуникации у детей. Ученые отмечают положительное влияние этих методов на общее развитие ребенка и его готовность к школе. Более того, подобные подходы формируют у дошкольников важные компетенции, которые пригодятся им во взрослой жизни. Однако, важно помнить, что внедрение проблемного обучения и проектной деятельности требует специальной подготовки педагогов и создания в дошкольном учреждении соответствующей образовательной среды.

Литература

  • Бочерова С. В. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования / С. В. *Бочарова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/10/11/vnedrenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyy
  • Бескоровайная Н. В. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования / Н. В. *Бескоровайная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2020/05/27/vnedrenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyy
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год