«Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста» проблемный семинар |
Педагогика | |||
Автор: Щелкунова Татьяна Николаевна Шнырева Татьяна Валериевна | |||
18.03.2024 22:54 | |||
«Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста» проблемный семинар Цель: систематизировать работу педагогов относительно укрепления духовного потенциала воспитанников путем повышения профессиональной компетентности педагогов, повышение эффективности работы соответственно к современным условиям. Формирование «Я» — духовно – нравственного ребенка дошкольного возраста. 1. Занятие 1. Состояние духовного воспитания детей дошкольников в современном мире
Формы проведения:
2 Занятие
Формы проведения: «проблемный стол»
3 Занятие 1. Структура духовного потенциала человека, пути его формирования:
2. Сравнительный анализ реализации духовного потенциала педагогов. Формы проведения:
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ОЦЕННОЧНО – КОНТРОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ОТНОСТИЕЛЬНО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ» Цель: обратить внимание педагогов на важность компонента формирования социальной уверенности – оценочно – контрольных действий у разнообразных видах деятельности. Упражнять педагогов в поиске наифективнейших методов и приёмов обучения детей самооценки и самоконтроля.
Занятие № 1 проблемного семинара «Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста» 1. Состояние духовного воспитания детей дошкольников в современном мире
Формы проведения:
Литература: На сегодняшний день в системе образования, одной из самых актуальных проблем остается духовно – моральное воспитание дошкольников. Сегодня в воспитательной практике педагоги столкнулись с некоторыми, не свойственными традиционному образовательному процессу, объективными проблемами. Выявилось, что реальная, социокультурная ситуация как основной источник духовно – морального развития личности дисгармонирует с организацией системы воспитательных влияний. От того, идея гуманизма, которая касается и образовательных целей и педагогических методов, не может сполна реализоваться, если мы пользуемся неадекватными её концепциями и теориями. Таким образом, перед педагогической и психологической науками стала неотлагательная задача использования всех возможных теоретических резервов, существенно усовершенствовав их, и предложить инновационные по своей сущности научные представления, которые бы кардинально изменили технолого – воспитательный арсенал современного педагога. В этой связи перспективой в духовно – моральном развитии рассматривается педагогическая теория поступка, которая на сегодняшний день разработана только частично и, которую мы с вами будем изучать на занятиях семинара. Поступок действительно является уникальным личностным образованием, поскольку репрезентует целостность человеческого сознания, самопознания и практического действия. Поступок – является определяющим показателем и мерой духовно – морального развития личности, поскольку какое – либо морально – духовное качество формируется соответственно поступку и проявляется и закрепляется в нем. ПЕРМАНЕНТНОЕ ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В СИТУАЦИЮ ПОСТУПКА – СЛУЖЕНИЯ Поступок – служение связанный с преобразованием слова в дело, с бескорыстною заботою о других. Воспитанники становятся на путь поступка – служения, когда утверждается в позиции не только не допускать общественно нежелательных действий, а и активно противопоставлять тем, кто ведет себя неподобающим образом. Даже больше: в своей моральной практике такой воспитанник берет правило помогать своим ровесникам приобретать опыт обычных способов поведения. Воспитанник, для которого забота о других и бескорыстная помощь им стали делом чести, не обвиняет другого человека в бездеятельности или безучастности, а сам находит способы сменить ситуацию, которая сложилась. Считается, что поступок – служение больше познает возрастное образование, поскольку для его становления необходим высокое интеллектуальное и эмоционально – чувственное развитие. ДЕТСКОЕ СЛУЖЕНИЕ – это школа духовности детей через слова и действие. Основа Детского служения — это любовь. Цель Детского служения — это процесс обучения:
Мы выделяем 4 аспекта детского служения:
Необходимо сохранить равновесие между этими четырьмя аспектами, делая упор на каждый из них. Краеугольным камнем детского служения является ребенок и его потребность. Этой цели должны быть подчинены все программы, планы и занятия. Развитие ребенка, становление его личности и возрастание во взаимоотношениях — вот видение для любого комитета, команды или сотрудников, участвующих в детском служении. Занятие № 2 проблемного семинара «Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста»
Формы проведения: «проблемный стол»
1. Создание духовно – пространственного среды, как формы сосуществования ребенка и взрослого. Духовно -пространственная среда в современной педагогике рассматривается как форма сосуществование ребенка со взрослым, где происходит «наращивание» духовно – нравственного потенциала каждого ребенка, привлечение её к материальной и духовной культуре человечества. Оптимизация этого сосуществования возможно при условии, когда гармонично взаимодействуют «поля» двух личностей – педагога и ребенка. Духовное поле приносит эмоциональный комфорт только тогда, когда на нем взращиваются и вырастают гуманные отношения, когда они наполнены любовью, взаимоуважением, не материальными ценностями и т.д. Между внутренним духовным миром педагога и внутренним миром ребенка, который только формируется, существует тесное взаимодействие: чем выше уровень культуры взрослого, тем богаче духовный и нравственный мир ребенка. В нынешнее время стало явным, что решение многих задач, которые возникают перед нашим обществом, невозможно без научной организации и реализации творческого потенциала людей, без использования резервов, воплощенных в таланте, одаренности, способностях каждого взрослого, который находится рядом с ребенком. Новая парадигма образования тактирует понятие «воспитатель» намного шире, охватываю терминологию не только педагогов, а и родителей и близкое окружение. То есть, про воспитательное микро – и макросферу. Максимально позитивного эффекта дошкольного образования можно достичь природным способом; когда векторы педагогического, родительского и гражданского воспитания сохраняются по направленности, и есть творческими по своей сущности, форме и характеру. Духовный мир взрослого мы трактуем как его наполненность ценностями познания, морально – этическими нормами и эталонами, внутренними эмоционально – этичными нормами и оценочной позицией относительно ребенка и культуры, эстетическим вкусом, эмоциональной чувственностью, рефлексивностью. Как писал Ф. Ницше «Человек рождается дважды – физически и духовно. Возле духовной колыбели человека стоит духовный наставник, учитель, который становиться вторым отцом (матерью) ребенка, потому что прививают душе ребенка высокие чувства, моральные ценности, качества такие как благородные чувства веры, надежды, любви». Организационно – педагогическая модель процесса духовного становления на основе гуманистических ценностей образования ИДЕОЛОГОИЯ ПРОЦЕССА –духовное становление, это и есть сфера духовного производства СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ – отображение (отражение) важных измерений бытия человека, её отношение и деятельности в социуме, культуре, природе. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА становления опирается на общую методологию воспитательного процесса 2. Условия формирования духовной культуры детей Проблема духовно нравственного воспитания подрастающего поколения – на сегодня одна из главнейших. Воспитание детей в современном Российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, когда существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных институтов, способы массовой информации – они еще больше обусловили проблемы воспитания духовных чувств и патриотических качеств у граждан РФ. По мнению ведущих психологов – духовность достаточно сложное психологическое новообразование. Мысль о том, что духовное воспитание необходимо рассматривать в трех измерениях; патриотическое, правовое и социально – моральное. Сегодня уже все понимают, что сама жизнь ставит задачи – это воспитание у детей любовь к Родине, многонациональному народуРоссии, национальное сознание и гуманную мораль. Как же отойти от бездуховности и возродить нравственность, себя, историческую память. Некоторые ученные склонны говоритьо том, что патриотизм должен войти природным путем. Соответственно к современном потребностям общества в2015 г принята Национальная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы, которая сориентирована на все социальные сферы и возрастные группы граждан. В ней предусмотрены мероприятия для развития духовности, воспитании патриотизма и уважения к историческому наследию. Сегодня мы будем говорить об одном из трех аспектов духовно нравственного воспитания — это о патриотизме. Под патриотическим воспитанием надо понимать: взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которые направлены на раскрытие и формирование у ребенка общечеловеческих моральных качеств личности, приобщения к источникам национальной культуры, природы родного края, воспитания эмоционально – действенного отношения, чувства привязанности. Все эти задачи актуальны, но приоритетным является воспитание у детей дошкольного возраста любви и привязанности к родному дому, семье и в первую очередь — к матери. Все начинается с матери – хранительницы семейного очага. Сегодня назрела необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Семья переживает не лучшее время; из – за разных причин родители все меньше уделяют внимание своим детям и их воспитанию, растет количество неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, нередко и детский сад тоже. Поэтому воспитание любви к родному дому, матери и отцу, к детскому саду – является основами патриотического воспитания, первой и самой важной ступенькой. Итак, подведем резюме всему сказанному Ребенок дошкольного возраста сначала должен осознать себя членом семьи, неотъемленной частью своей Родины, потом гражданином России, и только тогда жителем планеты Земля. Путь от простого к сложному составляет основу патриотического воспитания «БЮРО ПРАКТИЧЕСКИХ НАХОДОК» 1. Игра с педагогами «Овации» (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов) (В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.) Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение. У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. 2. Игра с педагогами «Самопознание» Участникам необходимо записать на листе:
3. Игра «Не лишний ребенок» приемы косвенных воздействий на детей. (Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д. прежде всего через игру, сказку, песню, музыку Педагоги в ДОУ значительно чаще прибегают к косвенным воздействиям. В их числе — прием опосредствованного (через кукольный персонаж, игрушку) воздействия.) 4. Игра «Наши ощущения» — ряд игр из цикла «Мир ощущений» Занятие № 3 проблемного семинара «Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста» 1. Структура духовного потенциала человека, пути его формирования:
2. Сравнительный анализ реализации духовного потенциала педагогов. Формы проведения:
1. Структура духовного потенциала человека, пути его формирования:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как основной документ дошкольного образования в РФ, выявил что приоритетом развития дошкольников есть личностно ориентированная модель развития ребенка дошкольника. Но среди основных становлений детей, связанны с личностным становлением дошкольника – заявлена сбалансированность физического, психического и духовного здоровья ребенка. Современная педагогика, психология определяет понятие «духовность» как «высшие процессы внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, доброте, теплоте, открытости для других людей» Духовность – система мотивов потребностей:
Категория духовность соотносится с потребностью познания — мира, себя, содержания и предназначения своей жизни Формирование духовных потребностей личности – одна из важнейших задач воспитания А воспитание ребенка, в свою очередь, включает в себя:
В дошкольном детстве создаётся благоприятные условия для духовного развития. Духовное развитие ребенка дошкольного возраста включает три взаимосвязанные сферы:
Основные представления, которые должны быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста Идентичность и эмпатия: «Я и другие». Понимание того, что у людей есть общественное (например: потребность в еде, воздухе, внимании, заботе) и разное (внешность, возраст, культурные традиции) Изменения: воспитание готовности к тому, что в мире все постепенно изменяется. Понимание необходимости и неизбежности этих изменений. Выбор: отделение ситуаций, в которых существуют несколько возможностей для принятия решений, и выбор одного из них. Общество: одно из основных понятий – группа, связанных в процессе жизни людей, живых существ. Наипростейшие, близкие к ребенку примеры сообщества, в которых она берет участие: семья, друзья, соседи, группа детского сада и т.д. В обществе действуют разные правила, которые выполняют все его члены. В школе дети знакомятся с такими сообществами, как население города, граждане России. В больших сообществах, кроме правил, традиций, регулируется также и законом. Гражданство: предусматривает знания символов государства – гимн, флаг, герб, история государства, как проявляется в уважении к историческим датам и праздникам, становление культурных традиций, начальное чувство ответственности за своё поведение как члена той или иной группы. Технология: представление про производство, орудия труда и инструменты, материал и ресурсы, а также про то, что сначала в производствеу человека в голове возникает идея про новый продукт. Культура: система обычаев, которая включает в себя праздники, традиции в одежде, еде, формах досугов и отдыха, в воспитании детей. Роль мужчины и женщины в светской жизни. Отношение к родному языку. Окружающий мир: представления про взаимозависимость и взаимосвязь живых существ, которые населяют нашу планету и использование их людьми. Показатели компентенции сформированности патриотических представлений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Национальный характер образования Образование направлено на воплощение в жизнь национальной идеи Российской Федерации. Оно упорядочено консолидации российского народа в российскую политическую нацию, которая живет в содружестве со всеми народами и государствами мира. Образование воспитывает гражданина и патриота России, прививает любовь к русскому языку и культуре, уважение к народным традициям. Оно подчинено формированию системы национальных интересов как главных приоритетов мировозренчиской культуры личности и вместе с тем способствует овладению богатством мировой культуры, воспитанию уважения к народам мира. Образование России имеет гуманистический характер. Это означает что не допускается расширение шовинистических, рассиских и других антигуманных идей (идеологий), взглядов. Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома и детского сада, который есть вторым родным домом для ребенка, есть: Создание эмоционально благополучной атмосферы дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми, как взрослыми, так и детьми, построены на основе доброжелательность и взаимоуважение, царит личностно – ориентированный способ общения, отсутствуют строгие формы наказания, ребенок чувствует себя желанным и защищенным. Соблюдение прав ребенка на игру, на развлечения, на национальную самобытность, на свою территорию, уважение права на имущество. Давать ребенку права учувствовать в обсуждении программ праздников, как семейных, так и в детском саду, детских проблем семьи и детского сада. Организация интересной, содержательной жизни ребенка в семье и детском саду, давая ему возможность быть инициативным, обустраивать свой уголок, свою библиотеку. Бережное отношение взрослых и ровесников к результатам творческой деятельности. организация упражнения детей в выявлении сочувственности, заботы, уважения к родным и близким, друзьям и ровесникам, к тем, кто заботиться в детском саду и сам нуждается в заботе. побуждение детей к выполнению общественно важных заданий, добрых дел для семьи, родного дома, детского сада. Предоставление самостоятельности ребенку (в рамках дозволенного) и ответственности за исполнением обязанностей. предоставление ребенку возможности разнообразно и свободно выявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. Активно привлекать родителей (законных представителей) к совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
Реализация патриотических убеждений – это демонстрация становления к судьбе государства, ее народу, своих близких. ПАТРИОТИЗМ – это любовь к своей Родине, преданность своему народу, готовность для него на жертвы и подвиги; одно из наиглубочайших гражданских чувств, гордость за достижение национальной культуры, которое проявляется в практической деятельности и направленное на всестороннее развитие своей страны, защита ее интересов. Аргументы относительно обозначение понятия патриотическое воспитание:
Пути патриотического воспитания российского гражданина есть:
Основные задачи патриотического воспитания дошкольного возраста, есть:
Ребенок дошкольного возраста сначала должен осознавать себя членом семьи, неотъемленной частью своей малой Родины, потом гражданином России, только потом жителем планеты Земля. Пути от близкого к далекому складывают основу патриотического воспитания. СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Необходимо, что б у дошкольников формировалось представление про то, что главным богатством и ценностью нашей страны есть ЧЕЛОВЕК. «Каждый ребенок чудо – но он не святой» Гиппенрейтер Юлия Борисовна Личность – это человек, как продукт общественно – исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества Валерия Сергеевна Мухина
|