Мастер-класс для педагогов «Использование технологии Виммельбух в работе воспитателя» |
Педагогика | |||
Автор: Минина Анна Геннадьевна Висицкая Екатерина Николаевна | |||
18.03.2024 11:11 | |||
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии Виммельбух в работе воспитателя» Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования «Виммельбух» — технологии, как средством эффективной работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи. Задачи:
Материалы и оборудование:
Ход мастер-класса Уважаемые коллеги, представляю вам свой мастер-класс по использованию инновационной технологии Виммельбух в своей работе с детьми.
В начале я хотела бы немного рассказать о самой технологии. Если дословно перевести с немецкого слово «виммельбух», то получится что-то типа «книга с мельтешащими картинками». Но это не просто иллюстрированные истории или привычные нам книжки-картинки. Это развивающие книжки с многофигурными детальными композициями. Основа любого виммельбуха — иллюстрация. На страницах таких книги очень много персонажей и каждый занят каким-то своим делом, у каждого свой характер и привычки. «Классический» виммельбух достаточно не большой, формата А4. Такая особенность позволяла использовать книгу только для индивидуальной работы с детьми. Моя педагогическая находка в том, что я масштабировала иллюстрации книг и создала такие карты – гляделки, которые можно применять на занятиях фронтально или с подгруппой детей. Тематика карт Виммельбухаможет быть разнообразной: «Безопасность детей», «Дикие животные», «Правила дорожного движения», «Прогулки по улицам города», «Любимые сказки» и т.д. Всякий раз, рассматривая такие карты-гляделки, ребята с удовольствием составляют истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает; находят новые взаимосвязи, жизненные ситуации, «подсматривают» за привычками любимых героев, сравнивают и предполагают развитие событий, знакомятся с новыми словами, понятиями, взаимосвязями, — и все это в виде увлекательных, сиюминутно рождающихся историй. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр карты-гляделки задействован сюжетом или персонажем. Я изготовила импровизированные лупы для детей. Использование таких луп позволяет детям сфокусировать внимание на определённом объекте и подробнее его рассмотреть. При помощи луп можно найти предметы по описанию и повторяющихся героев; устроить соревнования «Кто быстрее найдёт?», «Кто найдет больше предметов и действий?», «Куда спрятались белки?». Также можно загадать предмет на картинке и попросить детей найти его. В своей работе я использую не только готовые иллюстрации Виммельбух, но и создаю свои, в зависимости от лексической темы или по запросам детей. Однажды я заметила, что дети, на карту — гляделку, которая была прикреплена к магнитной доске в группе, прикрепили зверей на магнитной ленте от плоскостной настольной игры «Зоопарк», что позволило им самостоятельно изменять сюжеты и перемещать своих персонажей. Сделав фоны различной тематики и, распечатав персонажей, я предложила детям самостоятельно создать свой Виммельбух. У детей появилась возможность проявить свою инициативу в создании своей карты-гляделки. Они самостоятельно выбирали темы Виммельбуха. Согласно теме они создавали сюжеты, переставляли и располагали предметы, там, где они задумали, затем придумывали и рассказывали свои истории. И чем разнообразней был набор предметных изображений, тем интересней получался рассказ. Фантазии детей не было придела. Фон располагался на магнитной доске, а персонажи и предметы приклеивались к магнитной ленте. Таким образом, при помощи технологии Виммельбух, можно развивать у дошкольников не только речь и обогащать словарный запас, но и тренировать память, внимание, воображение, познавательный интерес. У воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии фантазии, мыслительных процессов, аналитических функций, в умении строить логические, причинно-следственные связи. Данную технологию я применяю также в образовательной области: «Физическое развитие» — это карты-гляделки «Здоровые привычки», «Один дома», «Спортивные игры». Планирую применять данную технологию в работе с родителями, создав карты «Безопасность детей» и «Развивающие игры для совместного досуга». И я предлагаю своей творческой группе сегодня здесь самостоятельно создать такую карту-гляделку.
Таким образом, в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области ФГОС.
|