Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Демихова Надежда Игоревна   
17.03.2024 08:22

Формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возрастаФормирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования. В современный период Россия переживает глубокий кризис в экономической, политической, социальной и духовной сфере. В связи с этим возрастает значимость нравственно-этического воспитания подрастающего поколения, усиливается потребность в личностно-ориентированном воспитании, актуальной становится задача поиска эффективных воспитательных средств, направленных на закрепление в сознании детей и подростков основных правил этики поведения.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям формирования этики поведения: это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами.

 

Скачать конспект

Этика поведения — это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Этика поведения — важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к самому себе, и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков этики поведения.

В связи с этим проблема формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой зависит от сформированности этических правил и умения пользоваться этими правилами в повседневной жизни, а именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для закладки основного фундамента нравственности личности.

Большое количество исследований, посвященных проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения, и в частности, дошкольников, воспитания у них культуры поведения, гуманного, бережного отношения к животным, выполнения этикетных правил поведения, говорят о серьезном подходе к решению этих проблем и степени их разработки.

Так, например, работы Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнова, А.П. Скрипник, Ю.А. Шнейдер и др. посвящены раскрытию теоретических основ этики как науки о морали.

Р.С. Буре, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская и др. поднимают вопросы нравственного воспитания дошкольников.

В исследованиях В.И. Логиновой, С.В. Петериной, М.А. Саморуковой и др. раскрываются теоретико-методические аспекты воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

И.Н. Курочкина дает рекомендации по формированию у старших дошкольников этикетных правил.

Однако теоретический анализ исследуемой проблемы обозначил следующее противоречие: между достаточно хорошо разработанной теоретико-методологической базой формирования культуры поведения дошкольников и отсутствием целенаправленной работы по формированию этики поведения, как одного из центральных ее компонентов, в дошкольных образовательных учреждениях.

Проблема исследования: Каковы условия формирования этики поведения у старших дошкольников.

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: этика поведения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование этики поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если:

  • воспитатель проводит систематические занятия с детьми, позволяющие им в интересной форме усвоить основные правила этики поведения;
  • в повседневной жизни детей закрепление сформированных правил этики поведения происходит посредством их участия в играх-упражнениях;
  • соблюдается единство требований по формированию этики поведения у детей со стороны ДОУ и семьи, которое достигается благодаря целенаправленному консультированию родителей;
  • в качестве средства формирования этики поведения используется художественная литература.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования этики поведения у старших дошкольников.
  2. Выявить уровень сформированности этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать содержание работы по формированию этики поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и изучение передового педагогического опыта по проблемы исследования; обобщение личного педагогического опыта автора по заявленной проблеме; наблюдение, беседа, анкетирование, экспресс-опрос, тестирование.

База исследования: ГОУ ЦРР – детский сад № 2593 г. Москвы

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в дошкольных образовательных учреждениях, на учебных по курсу «Дошкольной педагогики» со студентами колледжей и вузов.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. 1 Сущностная характеристика этики как науки о морали

Окидывая взглядом сегодняшний мир, трудно не прийти в ужас, наблюдая падение морального и этического сознания. Одновременно все шире распространяется аморализм. Одной из причин смятения в обществе является то, что в обществе стало господствовать материалистическое мировоззрение, а вторая причина кроется в разрушении традиционных ценностей и этических норм поведения. Для того чтобы избавить общество от хаоса и восстановить общественный порядок, необходимо новое представление об этике. Настоящий раздел является попыткой изложить такое представление.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели.

Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее

– это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её — причина многих бед.

Нужно уделять больше внимания подрастающему поколению [6].

Очевидно, что для перехода к будущему нравственному обществу необходима новая теория этики. В этом обществе ценности истины, добра и красоты, на основе Любви Бога, будут воплощены в повседневной жизни. Чтобы осуществить ценность добра, являющуюся одной из ценностей будущего нравственного общества, необходима теория этики [55, 31, 10].

Будущее этическое общество — это общество, в котором все люди станут братьями и сестрами, а их центром будет Бог, Родитель человечества, где все люди будут испытывать любовь друг к другу и их любовь будет исходить от Любви Бога. Именно этика является руководством по воплощению любви в жизни. Поскольку будущее общество нравственности имеет отношение не только к нашему земному миру, но и к духовному миру, нормы новой теории этики должны быть способны преодолеть смятение не только в мире земном, но и в мире духовном. Таким образом будет осуществлено вечное общество нравственности, в котором соединятся земной и духовный мир [61].

Современное общество выдвинуло на первый план вопросы воспитания молодёжи. Об этом свидетельствуют государственные нормативно -правовые документы. Очевиден тот факт, что развитое демократическое общество должно иметь культурных воспитанных молодых людей. Способных проявлять нравственную зрелость. Гражданскую позицию, использовать в общении этические формы взаимодействия с другими людьми [45].

Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения — этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального научения людей красивому поведению. Само «красивое поведение» в это время практически совпало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного (благородного) обозначалось у древних греков понятием «калокагатия» (греч. «калос» — прекрасный, «агатос» _ добрый). Основой калогатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека, поскольку не было противопоставления внешнего и внутреннего (этикетного и нравственного [30].

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.

Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этнос», что означало привычки, обычаи, нравы.

Греческое слово «ethos», было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas) которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика» [40, 13, 69].

История этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней. Специфика этического знания связана, в частности, с тем, что его прошлое остается всегда актуальным. Любая идея сохраняет потенциальную способность к воспроизведению и использованию в последующей реальности, как специалистами, так и обычными людьми. Поэтому нельзя сказать, что учения Сократа или Эпикура менее значимы для нас, чем концепции XX века [23].

Хорошо известно, что слова "этика" и "мораль" близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы (как, например, в канцелярско-идеологическом словосочетании "морально-этический"); во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Другое дело — специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что размытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание — ценность, структура этики, специфика морали и др.).

Безусловно, сохраняющаяся и в обычном употреблении, и в теории широкая синонимия этики и морали не случайна, она имеет свои исторические причины: у этих терминов — единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного "этический". Тем не менее за формальной идентичностью рассматриваемых терминов уже с самого начала можно заметить некоторое — весьма существенное — различие в содержании и способе употребления рассматриваемых терминов. Это различие выражалось в том, что "этика" и "мораль" фактически использовались для отображения разных сторон той широкой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно и которая в русском языке ближе всего передается словами "нравы", "обычаи", "характеры" и т.п. Под "этикой" с момента ее появления (если брать за точку отсчета Аристотелевы "Этики") понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного "этоса", причем деятельность не просто познавательная (т. е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, — или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа "хорошее — дурное", "добродетельное — порочное", "справедливое — несправедливое" и пр. Собственно, и "мораль" изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для "морали" эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то "этика" сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом [24, 43, 3].

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По — латыни нравы звучат как морас – мораль [65].

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы [32].

В качестве теории морали этика занимается исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений [ 26].

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе [44].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [39, 59].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком [41].

Если термин "мораль" латинского происхождения, то "этика" происходит от древнегреческого слова "этос" – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 200 лет [36].

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему [40, 34].

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

Место этики в системе философского гуманитарного знания. Этика и психология, культурологи, эстетика. Состояние и основные проблемы современной отечественной и зарубежной этики. Понятия морали и нравственности, морального, имморального, аморального. Нравы и опыт их философского осмысления в истории культуры. Эволюция этики. Авторитарная и гуманистическая этика. Этическое измерение жизни и смерти, идея бессмертия. Понятие блага. Этические антиномии: добро и зло; долг и наслаждение; свобода и необходимость; достоинство и унижение; честь и бесчестие; насилие и терпимость; прощение и возмездие; совесть и искушение [56, 37].

Структура этики и целостное изучение морали. Структурные уровни этики: философско-методологические проблемы, история морали и нравов, история этических учений, социология морали, прикладная этика (теория нравственного воспитания, управление моральными процессами, профессиональная этика и т.д.). Изменение и обогащение структуры этики в процессе развития науки [4, 34].

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе [58, 62, 66].

Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляется как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.

Этика — (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Э. выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему [59 ].

Этика — философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло [55 ].

Этика – это философская наука (иначе «практическая философия»), которая отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность [22 ].

Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает:

  • а) знание этикетного правила
  • б) понимание его разумности и необходимости
  • в) умение применять его прагматически

- в) эмоциональное переживание от его выполнения [36, 42].

Сохранившаяся в современном языке философии и науки чрезмерная содержательная близость понятий "этика" и "мораль", проявляющаяся, в частности, в том, что "этика" почти всегда определяется через "мораль", приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой — к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики [19, 3,16, 8].

Различают следующие виды этики:

  • гуманистическая, т.е. ориентированная на человека, его жизнь, свободу
  • авторитарная, т.е. ориентированная на что–либо внешнее по отношению к человеку, идею, например
  • профессиональная этика

- судебная

- педагогическая

- врачебная и т. д [ 13].

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека [9].

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, вы являет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.

Нравственность — это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением. Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д.

Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.). Это внутренний саморегулятор поведения человека, настроенный на принципы человечества.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие [33, 64].

Нравственные отношения находят отражение в понятиях морального сознания, тем самым влияют на поведение человека. Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое.

Основные свойства нравственности:

  1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении (например, «не лги», «не убий» и т.д.).
  2. Универсальность. Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия, не локализуются ни ситуативно, ни во времени.
  3. Общезначимость. Нравственные предписания распространяются на всех людей без исключения.
  4. Антиномичность. Например, противоречивость утверждений о необходимости делать добро, потому что это выгодно (целесообразно), и о том, что добро должно быть бескорыстным; или требование «не убий» и одновременно представления о воинском долге. Причин антиномичности морали много.
  5. Внеинституциональностъ. Нравственность, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована.

Основные функции нравственности:

  1. Регулятивная функция. Нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения и т.д.
  2. Познавательная функция. Вступая в нравственные отношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание.
  3. Воспитательная функция. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям. Вне нравственного поля человек не может быть полноценным художником, ученым, предпринимателем и т.д. Нравственность придает всякой конкретной деятельности общечеловеческий смысл.
  4. Ценностно-ориентирующая функция. Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития.

Подводя итог, следует отметить, что мораль (нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

У современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме [15, 47, 27, 71, 72 ].

ВЫВОД

Проблема этического воспитания всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и это дало возможность Министерству образования России разработать основные направления программы воспитания подрастающего поколения. Аспект нравственного становления личности выпукло обозначен в данной программе, поскольку только реализация нравственного начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей станет фундаментом гуманизма в обществе, его опорой.

Нравственное воспитание у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Были в научно-методической литературе описаны основные составляющие феномена этнической идентичности. Такие как: этнические ценности и ценностные ориентации. То есть, установлено, что этническая идентичность формируется, прежде всего, основываясь на системе этнических ценностей и ценностных ориентаций, поскольку реальная деятельность индивида, в том числе и этническое поведение, определяется ценностными ориентациями, которые представляют собой систему фиксированных установок. В свою очередь система фиксированных установок формируется, основываясь на структуре этнических ценностей. Таким образом, ценности через ценностные ориентации, обуславливают направленность поведения личности. Также, путем определения жизненной позиции личности влияют на самоидентификацию индивида в этническом пространстве. Были описаны роль и место этнических границ, как основных маркеров, формирующих этническую идентичность. Было показано, что этнические границы – базис формирования этничности, как групповой идентичности, основанной на культурных границах. В свою очередь, этничность является преданностью, оказывающей первичное влияние на формирования этнической идентичности.

Модель целостной системы этического воспитания базируется на мобилизации воспитательного потенциала этики как науки, предметом которой является нравственная жизнь человека, его жизненные ценности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год