Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование современных педагогических технологий при подготовке детей с ТНР старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Педагогика
Автор: Смоленчук Елена Семёновна Качан Елена Александровна Лисовская Елена Ивановна   
10.03.2024 08:08

Использование современных педагогических технологий при подготовке детей с ТНР старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Использование современных педагогических технологий при подготовке детей с ТНР старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

  • Авторы: Смоленчук Е.С. учитель-логопед
  • Качан Е.А. учитель-логопед
  • Лисовская Е.И. старший воспитатель

В статье представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Она предназначена для учителей – логопедов, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.

В настоящее время, в связи с обилием информации, техническим прогрессом, и разнообразием гаджетов, у детей снижается и пропадает интерес к образовательной деятельности. Поэтому основной задачей педагогов является поиск новых средств и способов для использования современных игровых технологий при обучении дошкольников.

 

Скачать конспект

Для детей с тяжелыми нарушениями речи эта проблема особенно актуальна, так как они имеют ряд нарушений речевого развития и психических процессов.

Образовательные задачи включаются в содержание игры и помогают активизировать коррекционные процессы, которые способствуют в дальнейшем к успешному школьному обучению детей.

При подборе детских игр важно учитывать следующие аспекты:

  • личностные и возрастные особенности ребенка, степень выраженности дефицита произношения
  • игры должны формировать познавательные интересы и обогащать детей знаниями
  • специальная направленность игр на формирование всех речевых компонентов: звукопроизношение, обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи.

Игровая технология в обучении дошкольников позволяет сочетать элементы игры и учения. Обучение в форме игры становится интересным и занимательным.

В систему коррекционной работы у детей с ТНР включаются игровые упражнения и игры, формирующие психические процессы, речевые навыки, интеллект, общую и мелкую моторику и эмоциональную активность детей. Все это сочетается с подбором доступного речевого материала, который помогает активизировать речевую деятельность дошкольников. Многолетний опыт работы с детьми с ТНР позволяет нам представить некоторые дидактические игры соответствующие современным требованиям и вызывающими интерес у воспитанников.

Дидактическая многофункциональная игра

«Речевая карусель»

для детей старшего и подготовительного возраста с ТНР.

Цель: Совершенствование навыка автоматизации звукопроизношения у детей с ТНР в процессе формирования лексико — грамматических категорий.

Задачи:

  1. Автоматизировать навык звукопроизношения;
  2. Совершенствовать навык чтения;
  3. Формировать лексико-грамматический строй речи;
  4. Развивать связную речь;
  5. Развивать внимание, память и другие психические функции у старших дошкольников.

Содержание:

  1. Д/и «Назови правильно»
  2. Д/и «Подружи предмет с цифрой»
  3. Д/и «Расскажи, какой предмет, если он……»
  4. Д/и «Великан-лилипут»
  5. Д/и «Собери слова»

Наша игра состоит из 4-х вращающихся дисков, закреплённых на подставке.

Диски с разнообразными картинками в зависимости от разновидности задания. Все диски размещены в пластиковых конвертах и имеют пояснительные подписи.

Игроки могут самостоятельно выбрать нужный конверт и начать игру.

«Произнеси правильно звуки в словах».

Цель: Автоматизировать навык произношения звуков в словах.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку расставить диски с картинками, назвать слова с разнообразным позиционным положением заданного звука.

«Подружи предмет и цифру».

Цель: Развитие грамматического строя речи, воображения и связной речи.

Ход игры:

Используются диски с цифрами и картинками. Ребенок вращает диски

и называет: один гусь, три гуся и т. д; много синиц, одна синица, три синицы,

пять синиц,

«Собери слово».

Цель: Автоматизация звукопроизношения совершенствование навыка чтения; развитие внимания, памяти.

Ход игры: Подобрать пару дисков, опираясь на разметку, предложить прочитать все слоги на дисках и вращая их, соединить в слова: рыба, пристань, репа, рука и т.д.

«Великан-лилипут»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и с суффиксом (-ищ), автоматизация звукопроизношения.

Ход игры: В игре используются диски с символами- домиками и диски с картинками предметов. Ребенок называет предмет и его ласкательную форму. Мышонок-мышь-мыши. Шкафчик-шкаф-шкафище и т.д.

Дидактическое пособие

«Хочу в школу».

Многие родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок с желанием пошёл учиться в школу, а получение новых, интересных знаний доставляли ребёнку огромное удовольствие. Как же сделать так, чтобы учиться было интересно и занимательно? Наша игра поможет детям превратить обучение в весёлое путешествие с героями мультфильма «Фиксики».

Цель: Формирование у детей стойкой мотивации к школьному обучению

Задачи: Развивать и поддерживать интерес дошкольников к школьному обучению.

Стимулировать умственную и психологическую готовность детей к школе через игры и игровые упражнения. Активизировать разные виды речевой деятельности.

Содержание:

  1. Д/и «Собери портфель»
  2. Д/и «Замочная скважина»
  3. Д/и «Четвёртый лишний»

Игровые упражнения:

«Посчитай и назови»

«Ребусы»

«Шифровальщики».

«Составь рассказ».

Игра «Четвёртый лишний».

Ход игры: Игроки находят в ряду предметов несоответствие, объясняют свой выбор.

Игра – пазл «Собери портфель». Игроки собирают разрезные предметы в портфель в соответствии с цветовым контуром.

Игра «Замочная скважина».

Дети, передвигая прорезь по картинке, перечисляют увиденные предметы.

Игровое упражнение «Ребусы». Цель: Развивать логическое мышление, память мышление, умение ориентироваться в слове, правильно употреблять предлоги.

Ребята выбирают карточку с ребусом и разгадывают отгадку.

Игровое упражнение «Шифровальщики». Игроки выбирают одну из карточек с зашифровкой, разгадывают и называют ответ.

Творческая игра «Цветные резиночки».

Дети при помощи резинок выполняют разнообразные фигуры, составляют буквы, слоги, слова или цифры.

Таким образом, использование игровых технологий помогает поддерживать интерес к обучению, организовывать работу интереснее и разнообразнее, что позволяет развить устойчивых результатов в речевом развитии детей и подготовке их к обучению в школе.

Литература:

  • Венгер Л.А. «Игра, как вид деятельности.» Вопросы психологии. 1999г. -№3.
  • Берлянд И.Е. «Игра, как феномен сознания». — Кемерово: Алеф, 1992г.
  • Грабенко Т.М., Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. «Практикум креативной терапии» – СПб, 2002г.
  • Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» — СПб: Детство-Пресс, 2009г.
  • Грознова Д.Б., Комахина Л.В., Игровое пособие «Логодиски», УМЦ «Ребус».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год