Использование современных педагогических технологий при подготовке детей с ТНР старшего дошкольного возраста к обучению в школе. |
Педагогика | |||
Автор: Смоленчук Елена Семёновна Качан Елена Александровна Лисовская Елена Ивановна | |||
10.03.2024 08:08 | |||
Использование современных педагогических технологий при подготовке детей с ТНР старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
В статье представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Она предназначена для учителей – логопедов, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. В настоящее время, в связи с обилием информации, техническим прогрессом, и разнообразием гаджетов, у детей снижается и пропадает интерес к образовательной деятельности. Поэтому основной задачей педагогов является поиск новых средств и способов для использования современных игровых технологий при обучении дошкольников.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи эта проблема особенно актуальна, так как они имеют ряд нарушений речевого развития и психических процессов. Образовательные задачи включаются в содержание игры и помогают активизировать коррекционные процессы, которые способствуют в дальнейшем к успешному школьному обучению детей. При подборе детских игр важно учитывать следующие аспекты:
Игровая технология в обучении дошкольников позволяет сочетать элементы игры и учения. Обучение в форме игры становится интересным и занимательным. В систему коррекционной работы у детей с ТНР включаются игровые упражнения и игры, формирующие психические процессы, речевые навыки, интеллект, общую и мелкую моторику и эмоциональную активность детей. Все это сочетается с подбором доступного речевого материала, который помогает активизировать речевую деятельность дошкольников. Многолетний опыт работы с детьми с ТНР позволяет нам представить некоторые дидактические игры соответствующие современным требованиям и вызывающими интерес у воспитанников. Дидактическая многофункциональная игра «Речевая карусель» для детей старшего и подготовительного возраста с ТНР. Цель: Совершенствование навыка автоматизации звукопроизношения у детей с ТНР в процессе формирования лексико — грамматических категорий. Задачи:
Содержание:
Наша игра состоит из 4-х вращающихся дисков, закреплённых на подставке. Диски с разнообразными картинками в зависимости от разновидности задания. Все диски размещены в пластиковых конвертах и имеют пояснительные подписи. Игроки могут самостоятельно выбрать нужный конверт и начать игру. «Произнеси правильно звуки в словах». Цель: Автоматизировать навык произношения звуков в словах. Ход игры: Педагог предлагает ребенку расставить диски с картинками, назвать слова с разнообразным позиционным положением заданного звука. «Подружи предмет и цифру». Цель: Развитие грамматического строя речи, воображения и связной речи. Ход игры: Используются диски с цифрами и картинками. Ребенок вращает диски и называет: один гусь, три гуся и т. д; много синиц, одна синица, три синицы, пять синиц, «Собери слово». Цель: Автоматизация звукопроизношения совершенствование навыка чтения; развитие внимания, памяти. Ход игры: Подобрать пару дисков, опираясь на разметку, предложить прочитать все слоги на дисках и вращая их, соединить в слова: рыба, пристань, репа, рука и т.д. «Великан-лилипут» Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и с суффиксом (-ищ), автоматизация звукопроизношения. Ход игры: В игре используются диски с символами- домиками и диски с картинками предметов. Ребенок называет предмет и его ласкательную форму. Мышонок-мышь-мыши. Шкафчик-шкаф-шкафище и т.д. Дидактическое пособие «Хочу в школу». Многие родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок с желанием пошёл учиться в школу, а получение новых, интересных знаний доставляли ребёнку огромное удовольствие. Как же сделать так, чтобы учиться было интересно и занимательно? Наша игра поможет детям превратить обучение в весёлое путешествие с героями мультфильма «Фиксики». Цель: Формирование у детей стойкой мотивации к школьному обучению Задачи: Развивать и поддерживать интерес дошкольников к школьному обучению. Стимулировать умственную и психологическую готовность детей к школе через игры и игровые упражнения. Активизировать разные виды речевой деятельности. Содержание:
Игровые упражнения: «Посчитай и назови» «Ребусы» «Шифровальщики». «Составь рассказ». Игра «Четвёртый лишний». Ход игры: Игроки находят в ряду предметов несоответствие, объясняют свой выбор. Игра – пазл «Собери портфель». Игроки собирают разрезные предметы в портфель в соответствии с цветовым контуром. Игра «Замочная скважина». Дети, передвигая прорезь по картинке, перечисляют увиденные предметы. Игровое упражнение «Ребусы». Цель: Развивать логическое мышление, память мышление, умение ориентироваться в слове, правильно употреблять предлоги. Ребята выбирают карточку с ребусом и разгадывают отгадку. Игровое упражнение «Шифровальщики». Игроки выбирают одну из карточек с зашифровкой, разгадывают и называют ответ. Творческая игра «Цветные резиночки». Дети при помощи резинок выполняют разнообразные фигуры, составляют буквы, слоги, слова или цифры. Таким образом, использование игровых технологий помогает поддерживать интерес к обучению, организовывать работу интереснее и разнообразнее, что позволяет развить устойчивых результатов в речевом развитии детей и подготовке их к обучению в школе. Литература:
|