Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Голос ребенка» Как поддержать детскую инициативу и самостоятельность?
Педагогика
Автор: Шинкун Надежда Валерьевна   
09.03.2024 11:29

«Голос ребенка» Как поддержать детскую инициативу и самостоятельность?«Голос ребенка» Как поддержать детскую инициативу и самостоятельность?

(Методические рекомендации для педагогов)

Подготовила: Шинкун Надежда Валерьевна Воспитатель группы компенсирующей направленности БДОУ МО Динской район «Детский сад 50»

В наших садах наблюдается очень малое участие детей в планировании своей жизни. Взрослый должен обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть детскую активность и самостоятельность, не навязывая при этом ребенку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребенка». Понимание дошкольником, который имеет право голоса, во многом основано на Конвенции о правах детей ООН.

Разнонаправленно с процессами, организуемыми взрослым, зачастую действует «Голос ребенка». Но многие педагоги видят свою задачу в том, чтобы для ребенка комфортно вписать его голос в схему, предлагаемую взрослым, соответствующую культурным ожиданиям и нормам.

 

Ребенок в современном обществе имеет право выразить свои взгляды и мысли. Однако, исходя из наблюдений, педагоги зачастую не уделяют должного внимания интересам детей.

Всякое творчество является процессом создания чего-то нового, т.е. совершенно нового продукта, при котором ценность и значимость продукта будет определена его востребованностью. Если продукт востребован, то и ребенок, его создавший, будет утверждаться в глазах окружающих его людей и своих собственных, что важно для становления личности детей. Имеется ли у ребенка шанс получить творческий, совершенно новый продукт? За счет какой возможности этот шанс может быть достигнут?

В развивающей предметно – пространственной среде возможностей, ребенок должен быть инициатором, в котором «Голос ребенка» отчетливо проявляется. Но вот результат детского видения мира — получение творческого продукта — очень ограничен возможностями исполнительских навыков, которыми обладает ребенок, и уровнем развития регуляторных функций. Предполагалось, что сама предметно-пространственная среда не дает гарантии наличия детской инициативы и ее реализации; скорее, ее будет гарантировать взрослый.

Очень важно отметить, что роль взрослого заключена не столько в том, что он должен создать наиболее разнообразную среду и услышать «Голос ребенка», сколько ему необходимо обеспечить процесс реализации ребенком собственной идеи, замысла, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детские идеи, направлен на их реализацию и получил оформление в творческом продукте. В этом случае детский сад, имеющийотносительно небогатую среду, обеспечив пространство для детской реализации, может быть с образовательной стороны более эффективным, чем дошкольное учреждение с богатой пространственной средой. Пространствудля детской реализации нужен другой тип общения и взаимодействия ребенка и взрослого. В этом случае взросломунеобходимо вслушиваться в голос ребенка, пытаться понять детскую идею и помочь ребенку не только его реализовать, а также и создать условия, которые будут поддерживать его востребованность.

«Голос ребенка» должен проявляться в постановке вопроса, в умении передать свою идею в игре, рисунке, постройке и т.д., в умении воплотить свой замысел, а так же в планировании своих замыслов.

Ребенку крайне важно понимать и почувствовать то, что его голос услышан и принят окружающими его взрослыми. Дети являются гражданами, поэтому должны обладать правом высказывания и получить этот опыт они должны уже в детском саду.

Всем известно, что шагнуть на следующую ступень, возможно лишь только с той, на которой стоишь. Уяснив, как ребенок воспринимает окружающий его мир, у взрослого появляется возможность построить индивидуальное образование, отталкиваясь от его вопросов и ответов. Поэтому очень важно чтобы дети были окружены своими работами – свидетельством своей состоятельности. Видео, фотографии, записи текстов, рисунки – все необходимое длянаблюдения за своей продуктивностью и своим ростом. В этом случае ребенок быстрее обнаружит свое действие и осознает его. Очень важно, чтобы ребенок умел поставить себе цель и мог оценивать свои достижения. Поэтому ребенку должны быть в легком доступе папки со своими собственными работами, которые он может при желании листать, перебирать, рассматривать, а также «говорящие стены», где вывешиваются детские творческие работы: ребенку крайне важно видеть свою продуктивность здесь и сейчас.

Следовательно, творческое творение ребенка начинает «работать» и для самого автора, и является мотивацией для других детей.

«Голос ребенка» принципиально важно слышать самими взрослыми!

У детей дошкольного возраста фантазия, воображение и креативность очень востребованы и имеют неограниченное количество, а у взрослых являются дефицитом. Дети всегда играют, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. Именно в этом огромный ресурс для современного педагога: есть возможность услышать много неожиданного, если воспитатель задаст вопрос правильно; можно поразиться неожиданному повороту событий, записывая историю ребенка.

Таким образом, ребенок получает право быть субъектом собственной жизнедеятельности, видеть свой потенциал, верить в свои силы, учиться быть успешным в любой деятельности. Это во многом облегчает его переход из детского сада к школе, сохраняет и развивает интерес к познанию в условиях школьного обучения. И мы, педагоги, должны способствовать всячески развитию в ребенке личности, которая нуждается в уважении и понимании ее прав и интересов.

Список литературы

  1. Буре Р.С. Я сам: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста. / Наш малыш, 1995, 204 с.
  2. Борохович В.Ю. Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках / В.Ю. Борохович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. –№11. – С.88– 100.
  3. Симонкина Ю. С., Иохвидов В. М. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 55-57.

Используемые источники: https: //gazeta-pedagogov. ru/10-pravil-vospitaniya-samostoyatelnosti-u-doshkolnika/© gazeta-pedagogov. ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год