«Голос ребенка» Как поддержать детскую инициативу и самостоятельность? |
Педагогика | |||
Автор: Шинкун Надежда Валерьевна | |||
09.03.2024 11:29 | |||
«Голос ребенка» Как поддержать детскую инициативу и самостоятельность? (Методические рекомендации для педагогов) Подготовила: Шинкун Надежда Валерьевна Воспитатель группы компенсирующей направленности БДОУ МО Динской район «Детский сад 50» В наших садах наблюдается очень малое участие детей в планировании своей жизни. Взрослый должен обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть детскую активность и самостоятельность, не навязывая при этом ребенку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребенка». Понимание дошкольником, который имеет право голоса, во многом основано на Конвенции о правах детей ООН. Разнонаправленно с процессами, организуемыми взрослым, зачастую действует «Голос ребенка». Но многие педагоги видят свою задачу в том, чтобы для ребенка комфортно вписать его голос в схему, предлагаемую взрослым, соответствующую культурным ожиданиям и нормам.
Ребенок в современном обществе имеет право выразить свои взгляды и мысли. Однако, исходя из наблюдений, педагоги зачастую не уделяют должного внимания интересам детей. Всякое творчество является процессом создания чего-то нового, т.е. совершенно нового продукта, при котором ценность и значимость продукта будет определена его востребованностью. Если продукт востребован, то и ребенок, его создавший, будет утверждаться в глазах окружающих его людей и своих собственных, что важно для становления личности детей. Имеется ли у ребенка шанс получить творческий, совершенно новый продукт? За счет какой возможности этот шанс может быть достигнут? В развивающей предметно – пространственной среде возможностей, ребенок должен быть инициатором, в котором «Голос ребенка» отчетливо проявляется. Но вот результат детского видения мира — получение творческого продукта — очень ограничен возможностями исполнительских навыков, которыми обладает ребенок, и уровнем развития регуляторных функций. Предполагалось, что сама предметно-пространственная среда не дает гарантии наличия детской инициативы и ее реализации; скорее, ее будет гарантировать взрослый. Очень важно отметить, что роль взрослого заключена не столько в том, что он должен создать наиболее разнообразную среду и услышать «Голос ребенка», сколько ему необходимо обеспечить процесс реализации ребенком собственной идеи, замысла, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детские идеи, направлен на их реализацию и получил оформление в творческом продукте. В этом случае детский сад, имеющийотносительно небогатую среду, обеспечив пространство для детской реализации, может быть с образовательной стороны более эффективным, чем дошкольное учреждение с богатой пространственной средой. Пространствудля детской реализации нужен другой тип общения и взаимодействия ребенка и взрослого. В этом случае взросломунеобходимо вслушиваться в голос ребенка, пытаться понять детскую идею и помочь ребенку не только его реализовать, а также и создать условия, которые будут поддерживать его востребованность. «Голос ребенка» должен проявляться в постановке вопроса, в умении передать свою идею в игре, рисунке, постройке и т.д., в умении воплотить свой замысел, а так же в планировании своих замыслов. Ребенку крайне важно понимать и почувствовать то, что его голос услышан и принят окружающими его взрослыми. Дети являются гражданами, поэтому должны обладать правом высказывания и получить этот опыт они должны уже в детском саду. Всем известно, что шагнуть на следующую ступень, возможно лишь только с той, на которой стоишь. Уяснив, как ребенок воспринимает окружающий его мир, у взрослого появляется возможность построить индивидуальное образование, отталкиваясь от его вопросов и ответов. Поэтому очень важно чтобы дети были окружены своими работами – свидетельством своей состоятельности. Видео, фотографии, записи текстов, рисунки – все необходимое длянаблюдения за своей продуктивностью и своим ростом. В этом случае ребенок быстрее обнаружит свое действие и осознает его. Очень важно, чтобы ребенок умел поставить себе цель и мог оценивать свои достижения. Поэтому ребенку должны быть в легком доступе папки со своими собственными работами, которые он может при желании листать, перебирать, рассматривать, а также «говорящие стены», где вывешиваются детские творческие работы: ребенку крайне важно видеть свою продуктивность здесь и сейчас. Следовательно, творческое творение ребенка начинает «работать» и для самого автора, и является мотивацией для других детей. «Голос ребенка» принципиально важно слышать самими взрослыми! У детей дошкольного возраста фантазия, воображение и креативность очень востребованы и имеют неограниченное количество, а у взрослых являются дефицитом. Дети всегда играют, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. Именно в этом огромный ресурс для современного педагога: есть возможность услышать много неожиданного, если воспитатель задаст вопрос правильно; можно поразиться неожиданному повороту событий, записывая историю ребенка. Таким образом, ребенок получает право быть субъектом собственной жизнедеятельности, видеть свой потенциал, верить в свои силы, учиться быть успешным в любой деятельности. Это во многом облегчает его переход из детского сада к школе, сохраняет и развивает интерес к познанию в условиях школьного обучения. И мы, педагоги, должны способствовать всячески развитию в ребенке личности, которая нуждается в уважении и понимании ее прав и интересов. Список литературы
Используемые источники: https: //gazeta-pedagogov. ru/10-pravil-vospitaniya-samostoyatelnosti-u-doshkolnika/© gazeta-pedagogov. ru
|