Использование «мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста |
Педагогика | |||
Автор: Жукова Ольга Васильевна | |||
09.03.2024 08:07 | |||
Использование «мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста Жукова Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ № 7 города Усинска В 2019 году наше дошкольное учреждение (МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска) стало федеральной площадкой по внедрению инновационной программы «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет (научный руководитель И.А. Лыкова), которая отвечает современным требованиям раннего дошкольного образования и вызовам времени. Перед мной как участником творческой группы стояла задача преобразования развивающей предметно-пространственной среды, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению детей раннего возраста к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и окружающими взрослыми.
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирования положительной установки на детский сад, положительного отношения ребенка к нему необходимо было создать атмосферу доброты, тепла, внимания. Именно поэтому я в своей работе широко использую атрибуты «мягкой педагогики». Мягкие игрушки всегда пользовались популярностью не только у детей, но и у взрослых. Через «мягкую среду» и нежный голос педагога, песни, мягкие игры создаётся благоприятная, психологически безопасная и комфортная образовательная среда для детей раннего возраста. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических, так и физических происходит через практический опыт ребенка. Каждый ребенок считает необходимым взять игрушку и манипулировать — действовать с ней в различных сюжетах. Игры с мягким дидактическим материалом имеют влияние на развитие мелкой моторики рук, а это, как мы знаем, тесно связано с развитием не только речи, но и мышления, зрения, памяти, внимания. При создании «мягкой среды» старалась учитывать особенности детей раннего возраста, важную роль в развитии личности ребенка приобретает позиция воспитателя, как создателя специальных условий для проявления ребенком многообразных видов активности с учетом его индивидуальности. Игровая деятельность с пособиями «Мягкой педагогики» затрагивает все направления развития ребенка: художественно-эстетическое; физическое; познавательное; речевое; социально-коммуникативное. Интересные, яркие развивающие пособия помогают различать цвет, формы, величину, количество и размер предметов; ориентироваться в пространстве и на плоскости. Для организации двигательной активности с малышами создан целый арсенал мягкого оборудования — это и мягкие мячи, бревна в виде яркой гусеницы для развития координации и равновесия, массажные дорожки и конечно мягкие модули, игры с которыми положительно влияют на освоение детьми трехмерного пространства и ориентировку в нем, на совершенствование крупной моторики и улучшение координации движений. Чудо – перчатки можно использовать как перчаточный театр и как мягкую игрушку. Хорошо помогают при расставании утром с мамой. С чудо – перчаткамиребенок способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Малышам уж очень приглянулись эти забавные мягкие зверюшки, они их кормят, укладывают спать, катают на санках. Мягкий, солнечный друг — Солнышко — мирилка. Такой яркий, мягкий друг поможет и настроение поднять и помириться если вдруг ребята поссорились. Оноявляется хорошим средством для адаптации ребенка в детском саду. В уголке уединения ребенок может поиграть с ним, прилечь на его мягкую сторону и успокоиться. Таким образом, использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста является решением ряда задач: — социализирующих (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и ценностям общества и др.); — воспитывающих (воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций); — развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); — дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, расширение кругозора, познавательная деятельность и др.). Актуальность использования «Мягкой педагогики» в современном мире однозначна. В эпоху компьютеризации и информационных технологий младшему поколению не хватает практического опыта манипуляции с различными предметами обихода, в нашей сегодняшней жизни не хватает качественных игрушек из натуральных материалов. Данные пособия, по моему мнению, удовлетворяют эту потребность в соответствии с основными принципами дошкольного образования. Литература
|